Карта сайта

суббота, 22 декабря 2012 г.

Натуральная школа


   Важнейшим явлением литературного движения 40-х годов было возникновение и развитие натуральной школы. Наиболее полно эти процессы в своей статье «Натуральная школа» отразил профессор РГГУ Юрий Владимирович Манн. Он раскрывает предпосылки возникновения этого направления, выделяет его особенности.  
    По мнению Манна, появление натуральной школы в русской литературе было обусловлено обогащением общей картины художественной жизни и перспективой последующего развития: ведь литературная карта 40-х-начала 50-х годов чрезвычайно пестра и разнообразна. В начале 40-х годов еще продолжается деятельность Баратынского; на конец 40-х-начало 50-х годов приходится подъем поэтической активности Тютчева. В 40-е годы Жуковский создает перевод «Одиссеи» (1842-1849). В это же время Жуковский завершает свой цикл сказок, начатый еще в 1831г.  
   Однако, как пишет Юрий Владимирович, определяющую роль в это время играли произведения, объединяемые понятием «натуральной школы» Сам термин «натуральная школа» был выдвинут Булгариным в одном из фельетонов «Северной пчелы» за 1846г. Профессор сообщает, что это выражение было мгновенно подхвачено современниками и превратилось в эстетический лозунг, а позднее - в литературный термин, потому что оно выросло из корневого понятия нового направления-натуры, натурального. Одно из первых изданий этого направления называлось «Наши, списанные с натуры русскими» (1841).  
    Преобладающим жанром в первый период развития натуральной школы был очерк, получивший название физиологического очерка. Его особенностью было описание жизни с натуры, так, как она непосредственно протекала у определенных социальных групп населения. Это отражалось даже в заглавиях произведений: «Петербургские шарманщики» Григоровича, «Петербургский дворник», «Ямщик» Даля, «Помещик» Тургенева, «Русский барин», «Купцы», «Чиновники» Соллогуба, «Барыня» Панаева и т.д.  Действительно, как пишет Манн в своей статье, авторы натуральной школы выдвинули черновую сторону художественного труда на первый план: для них она не только неотъемлемый, но определяющий момент творчества. В пору жестокого крепостнического гнета в лучших произведениях данного направления показывались картины горя народного, бесправной и безотрадной жизни городских низов. Описывалась неприглядная закулисная жизнь Петербурга. Читатель впервые увидел обитателей ночлежек и петербургских закоулков («Петербургские шарманщики» Григоровича), извозчиков и дворников («Петербургский дворник» Даля), опустившихся на дно жизни бедняков («Петербургские углы» Некрасова). Материалы очерков брались прямо из жизни, без прикрас, но это не была простая фотография, очерки обобщали явления действительности. Юрий Владимирович сообщает, что художник натуральной школы должен «заглядывать в отдаленнейшие уголки города; подслушивать, подмечать,  сравнивать, входить в общество разных сословий и состояний, приглядываться к нравам и образу жизни темных обитателей той или иной темной улицы». Истинность мнения профессора подтверждается словами Григоровича, который о своей работе над «Петербургскими шарманщиками» рассказывал: «Попав на мысль описать быт шарманщиков, я с горячностью принялся за исполнение, и, прежде всего, занялся собиранием материала. Около двух недель бродил я по целым дням в трех Подьяческих улицах, где преимущественно селились тогда шарманщики, вступал с ними в разговор, заходил в невозможные трущобы, записывал потом до мелочи все, что видел и о чем слышал».  Натуральная школа намного расширила сферу изображения, сняла ряд запретов, которые незримо тяготели над литературой. Мир ремесленников, нищих, воров, не говоря уже о мелких чиновниках и деревенской бедноте, утвердился в качестве полноправного художественного материала.  
    Творчество Пушкина, Лермонтова и в особенности Гоголя подготовило развитие и успехи натуральной школы. Так, известный критик славянофильского лагеря Ап.Григорьев источники школы видел в обращении Пушкина и Гоголя к повседневной жизни, к народному быту. «Пушкин… первый спускается в простые и так называемые низшие слои жизни. В «Станционном смотрителе»- зерно всех наших теперешних отношений к этим слоям жизни, а в «Гробовщике»- зерно всей натуральной школы»,- писал он. Но особенно большой и определяющей была роль Гоголя, на что указали Белинский, а затем Чернышевский.
    Профессор Манн в статье пишет, что в отношении психологическом, нравственном натуральная школа стремилась представить облюбованный ею персонаж со всеми родимыми пятнами, противоречиями, пороками. Отвергался эстетизм, нередко сопровождавший в прежние времена описание низших «рядов жизни»: устанавливался культ неприглаженной, неприкрытой, непричесанной «грязной» действительности. Для натуральной школы социальное место человека - эстетически значимый фактор. Чем ниже человек на иерархической лестнице, тем менее уместны по отношению к нему были насмешка, сатирическое утрирование. В угнетенном и гонимом, несмотря на внешнее давление, человеческая сущность должна просматриваться отчетливее. Таким образом, отличительные признаки натуральной школы   можно сформулировать так: сочувствие и сострадание бедному, униженному человеку, раскрытие духовного мира «маленького человека»- крестьянина, мелкого чиновника, бедного горожанина, антикрепостнические и антидворянские мотивы. Жизненная правда, связь литературы с общественной борьбой – главные лозунги писателей и критиков натуральной школы. Поэзия в 40-е годы делает новые шаги на пути сближения с жизнью. В духе натуральной школы выступает со стихами об униженных, бедных людях Некрасов. Поэт-демократ создает замечательные образы людей из народа («Тройка», «Огородник» и др.)  Особое внимание в произведениях писателей натуральной школы следует уделить женской теме, интерпретации женских типов. Юрий Манн в  статье отмечает, что женская тема подводилась под один знаменатель с темой мелкого чиновника, горемыки ремесленника и т.д., что было подмечено А.Григорьевым в письме Гоголю в 1847г.: «Вся современная литература есть не что иное, как, выражаясь ее языком, протест в пользу женщин, с одной стороны, и в пользу бедных, с другой; одним словом, в пользу слабейших». Так, например, к натуральной школе примыкала нашумевшая в свое время повесть «Поленька Сакс» А.В.Дружинина, появившаяся в 1847 году в «Современнике». В повести защищалось женское                 равноправие, право женщины на любовь. Муж Поленьки уступает ее другому, дав ей развод. Но героиня убеждается, что любит первого мужа, а ко второму испытывает только сострадание. Поленька- натура увлекающаяся, не находящая в себе сил выступить против существующих нравственных норм. Получив свободу из рук мужа, Поленька не может ею воспользоваться и умирает от чахотки. Повесть показывала порочность воспитания женщины в дворянском обществе и доказывала недопустимость лишения женщины свободы в чувствах.    
    Именно в 40-е годы обостряется борьба между реализмом, ставившим своей целью критическое воспроизведение действительности, и так называемым чистым искусством. По сообщению Манна, литература 40-х годов выработала ряд более или менее устойчивых типов конфликтов, типов соотнесения персонажей друг с другом и  действительностью. Один из них называется диалогическим конфликтом, поскольку в нем сталкиваются два, иногда несколько персонажей, воплощающих две противоположные точки зрения. Но, будучи ограниченными мнениями одного или нескольких людей, эти точки зрения обнимают действительность лишь неполно, фрагментарно («Тарантас» Соллогуба,  «Обыкновенная история» Гончарова). К числу типичных конфликтов натуральной школы, как пишет профессор, принадлежал и такой, при котором какие-либо несчастья, аномалии, преступления, ошибки строго обусловливались прежними обстоятельствами. Соответственно, развитие повествования состояло в выявлении и исследовании этих обстоятельств. Наконец, школа выработала и такой тип конфликта, при котором демонстрировалось коренное изменение образа мыслей, мироощущения, даже характера деятельности персонажа, причем направление этого процесса - от восторженности, мечтательности, прекраснодушия к расчетливости, холодности, практицизму. Таков путь Александра Адуева в «Обыкновенной истории», Буткова, друга Ивана Васильевича, в «Тарантасе». «Превращение» подготавливается обычно незаметно, под ежедневным давлением обстоятельств и - в повествовательном плане - наступает неожиданно резко, скачкообразно. При этом решающим фактором, способствующим «превращению», по словам Манна, становится обычно переезд в Петербург, столкновение с укладом петербургской жизни. Эти виды конфликта формировали соответственно три типа произведения, но они могли выступать и вместе, переплетаясь друг с другом, как это происходило в «Обыкновенной истории» и «Кто виноват?»- двух высших достижениях натуральной школы.  
     Социальная тематика и критический пафос присущи большинству очерков натуральной школы. Авторы использовали и публицистические отступления. Например, в «Петербургской стороне» Гребенка писал: «И освистанный актер, и непризнанный поэт, и оскорбленная девушка- все убегают на Петербургскую сторону, расселяются по мезонинам и в тишине предаются своим фантазиям». Во вступительной статье к сборнику «Физиология Петербурга» Белинский отмечал, что сборник заставляет читателей мыслить. Критик высоко ценил в сборнике произведения Некрасова, Даля, Панаева. Как главное достоинство в них отмечалась «мысль, поражающая своею верностью и деятельностью», которая является «в совершенно соответствующей ей форме». Обобщение, типичность- основное требование Белинского и к физиологическим очеркам. Когда в 1842 году третьестепенный писатель А.П.Башуцкий издал книгу «Наши, списанные с натуры русскими», включавшую в себя очерк «Водовоз», Белинский подверг эту книгу критике с точки зрения типичности, жизненной правды. «Сущность типа состоит в том, чтобы, изображая, например, хоть водовоза, изображать не какого-нибудь одного водовоза, а всех в одном»,- писал критик. В период формирования гоголевской школы Белинский высоко оценивал «Тарантас» Соллогуба, появление которого он назвал «истинным праздником для критики». Показу тяжелой жизни петербургских трущоб посвящены и повести сборника «Петербургские вершины» Я.Буткова, а также его повести, опубликованные в «Отечественных записках» в 1847-1849 году,- «Страшная история», «Новый год», «Темный человек», «Невский проспект, или Путешествия Нестора Залетаева».    
    Для всех писателей натуральной школы характерны гоголевские приемы письма: юмор и ирония, применение бытовых деталей для раскрытия характера, использование канцелярского стиля в комических целях и т.п. Физиологический очерк, бывший основным жанром в первой половине 40-х годов, перестает удовлетворять потребности читателей к середине десятилетия и сменяется социальной повестью и романом, в которых был учтен и опыт очерка: появляются «Бедные люди» Достоевского, «Антон Горемыка» Григоровича, «Сорока-воровка» Герцена.  



Комментариев нет: