Карта сайта

суббота, 20 октября 2012 г.

Общение. Основные понятия.Функции и структура.



1 Общениеэто специфическая форма взаимодействия че­ловека с другими людьми, процесс установления и развития контактов между ними, порождаемый потребностями совме­стной деятельности.

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В процессе совместной деятельности люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и устанавливают раз­личные связи, взаимодействия. Поэтому в процессе общения выделяются три взаимосвязанных стороны:

 2 Стороны  общения
• перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка в общении),
• интерактивная (регулирование взаимодействия собе­седников),
• коммуникативная (передача информации).



Третья сторона общения — коммуникативная состоит в обме­не информацией между участниками совместной деятельности.
Коммуникация (от латинского слова — общий) — передача информации от одного субъекта к другому, причем субъектами могут быть кто угодно: отдельные личности, группы людей, организации и др. Входя в контакт друг с дру­гом, они могут обмениваться информацией разного типа и на разных уровнях понимания. Содержание информации мо­жет быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или политический спор, решение деловых вопросов с партнерами и др. Обмен сообщениями между людьми всегда происходит не без причины, а ради достижения каких-то це­лей, удовлетворения каких-то потребностей и т. д. Что бы это ни было — это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.
Вторая сторона общения — интерактивная заключается в организации взаимодействия между людьми в процессе обще­ния и в обмене в процессе речи не только словами, знаниями и идеями, но и действиями, поступками.
Например, производя расчет у кассы магазина, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру деньги за покупку, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
Так выполняются совместные действия рабочими конвейе­ра на производстве, так взаимодействуют танцоры и члены спортивных команд.
Первая сторона общения — перцептивная предполагает восприятие людьми друг друга и установление на этой осно­ве взаимопонимания между ними.
Для обучающихся немаловажно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ни­чего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется.

3 Функции общения
Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:
1)      информационно-коммуникативную (прием и передача информации),
2)      регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),
3)      перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),
4)      аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).
В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения - установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.
Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.
4 Задачи межличностного взаимодействия   
Рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия. Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др.

5 Средства общения — это те операции, с помощью которых /поди осуществляют обмен информацией.   Устное общение, восприятие
Любое общение между людьми (процесс коммуникации) осуществляется по двум основным каналам общения:
• речевому (вербальному или, иными словами, словесному) и
• неречевому (невербальному, несловесному).
Содержание информации передается нами главным обра­зом с помощью языка, то есть в словесной форме, ведь, обща­ясь между собой, люди используют речь как одно из важней­ших средств общения.
Но всем известно, что общение не исчерпывается только устными и письменными сообщениями. К средствам общения относится также и поведение человека, которым он сопровож­дает свой язык. Это своеобразный фон общения: его жесты, позы, прикосновения, пожатия рук, облик человека (выраже­ние лица, манера держаться) и т. д.

Восприятие - наглядно образованное отражение человека человеком

Восприятиеэто целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
По основной модальности делятся на: 1 зрительное, 2 слуховое, 3 осязательное, 4 обонятельное, 5 вкусовое.
По форме существования материи: 1 восприятие пространства, 2 восприятие времени, 3 восприятие движения.

6 Устное общение
Устное общение состоит из двух важных элементов: что Вы говорите и как Вы это говорите. Эффективное устное общение является таковым в том случае, если у Вас имеется полезная информация, Вы говорите отчетливо и четко излагаете свои мысли.

7 Стили общения:
Общение условно можно разделить на непосредственное (или прямое) и опосредованное (или косвенное).
При прямом общении собеседники непосредственно раз­говаривают друг с другом, и общение опирается не только на слова, но и на мимику, жесты, выражение лица, интонацию, тон речи. А при косвенном — информация передается не на­прямую от партнера к партнеру, а опосредованно через что-то (через письма, заявления, через средства массовой информа­ции и т. д.). Прямое общение обладает гораздо большей ре­зультативностью, силой эмоционального воздействия и вну­шения на собеседника, чем косвенное.
По характеру и содержанию общение бывает формальным и неформальным, следовательно, взаимоотношения между людьми могут быть или деловыми, или личными.
Личные отношения выражают симпатии и антипатии, ува­жение и неуважение, доверие и недоверие к человеку, возни­кающие в процессе общения с ним. Эти отношения складыва­ются между людьми вне зависимости от занимаемого ими положения, от прав и обязанностей, которыми они обладают. Например, ребенок может уважать или не уважать своих ро­дителей; учитель, одинаково хорошо исполняя свои профес­сиональные обязанности по отношению ко всем ученикам, может относиться к ним с неодинаковой симпатией.
Деловые (ролевые) отношения складываются между людьми, как чле­нами тех или иных социальных групп и организаций, на основе прав и обязанностей, которые они имеют в этих группах и организациях. Эти отношения очень специфичны, поскольку ограничены правилами взаимного поведения и отношения собеседников.

Стиль общения человека — это скорее предрасположенность к определенному общению, направлен­ность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.

!!!Виды стилей общения:
1. Духовное общение
Это доверительно-неформальное общение друзей, когда можно затронуть в беседе любую тему и необязательно прибе­гать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый его участник знает интересы, убеждения своего собе­седника, его отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

2. Светское общение
Суть светского общения заключается в его беспредметно­сти, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое (неис­креннее), потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения, истинное мнение друг друга собеседников не интересует и не определяет характера коммуникаций.
!!! Кодекс светского общения:
> вежливость, такт — соблюдай интересы другого;
>одобрение, согласие — не порицай другого, избегай возра­жений;
> симпатии — будь доброжелателен, приветлив.

3. Деловое общение
Деловое общение — общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные «личностные расхождения». Это общение предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций и чувств собеседников при этом ограничены, люди общаются между собой как носители определенных служебных функций.

Кодекс делового общения::
>принцип кооперативности — твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление  разговора;
>принцип достаточности информации — говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;
>принцип качества информации — не ври;
> принцип целесообразности — не отклоняйся от темы,  сумей найти решение.

4. Примитивное общение
Примитивное общение — такое общение, когда оценива­ют другого человека как нужный или мешающий в данный момент объект: если нужен — то активно вступают в контакт, гели мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные, гру­бые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то те­ряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. Прими­тивные формы общения связаны, как правило, с унижением одним другого. При общении с более сильным человеком по­пытки унизить быстро меняются на льстивое обращение.
Для него характерны реакции амбиции и знаки превосходства, акценты на внешних признаках человека. Например, об­ращение в общественном транспорте: «Эй, ты рыжая...», «Подвинься-ка, очкарик...»

5. Манипулятивное общение
Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения каких-то целей, управление им за счет преувеличения или преуменьшения собственных личност­ных особенностей или черт характера, извлечение выгоды из собеседника, использование различных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты). Манипулятивное общение — чрезвычайно рас­пространенный вид общения, который встречается в основ­ном там, где существует совместная деятельность.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда приходилось делать совсем не то, что хотелось бы. Причем явного давления мы не ощущаем, а просто оказываемся жертвами чьей-то ма­нипуляции. Нашими действиями как бы исподтишка руководят, и это не очень приятно.
Манипуляции стали столь обычной, столь повседневной частью нашей жизни, что мы перестали их замечать. Конечно, манипуляторами люди не рождаются. Ими становятся, но обычно очень рано. Так, едва научившись ходить, ребенок уже знает, что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда «гулить», а иногда кричать. Думаете, плачущим детям всегда хочется плакать? Ничего подобного. Просто они хотят; добиться от родителей того или другого, и слезы в данный; момент — их оружие.

В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто ока­жется более искусным манипулятором, т. е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техни­кой общения.

6. Формально-ролевое или ритуальное общение
Это общение, где задачей является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни у нас существует огромное количество подчас очень разных ритуалов, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры. В ритуаль­ном общении для нас существенно следование какой-то роли - социальной, профессиональной или межличностной.
Вспомним широко известное выражение, что зануда — это человек, который в ответ на вопрос: «Как живешь?» начинает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы по­нимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает «нор­мально»), то мы о нем не можем сказать ничего конкретного, да это нам и не нужно. Скажем, на вопрос: «Как живешь?» надо отвечать что-то вроде: «нормально», «прекрасно», «отлично» и т. д., а вот ответ «отвратительно», предполагающий в дальнейшем вопрос «А что так?» и последующую беседу на эту тему, — это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению.

7. Гуманистическое общение
Ситуации гуманистического общения всем известны это глубоко личное, интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, позволяющее удовлетворить потребность человека в понимании, сочувствии, сопереживании Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайно попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли. При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек наш одноклассник или преподаватель, с которыми мы общаемся ежедневно уже много лет подряд.

Кодекс общения – вежливость, этика, учет возраста, умение слушать, умение промолчать.

8 !!! Стратегия общения:
•Открытая (умение высказывать свою точку зрения)
•Закрытая
•Монологическая (заранее подготовленная)
•Идея 

Этапы общение
• Адаптация - приспособляемость
• Предугадывание состояний и поступков другого
• Впечатление от беседы
• Прощание

Типы общения
• визуальный
• аудиовизуальный
• кинестетический (движения)
• обонятельный
• вкусовой

9 Знаковые системы. Вербальные и невербальные средства общения

Вербальная коммуникацияосновной вид общения.
Все мы знаем, насколько важна грамотная и правильная устная и письменная речь для плодотворного взаимодейст­вии между людьми.
В структуру речевого общения входят:
Язык (система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения).
Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонаций.
Речевые звуковые явления (темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, дикция). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
• Выразительные качества голоса (характерные специфи­ческие звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, паузы).
По эффективность общения во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, и их интонации, но и в значительной степени от умения «чи­тать» сообщения, передаваемые невербально.

Невербальное поведение, широко известное как «язык тела», или «язык жестов», включает в себя такие формы самовыражения, которые опираются не на слова и другие речевые символы, а на поведение человека, которое он выражает своей мимикой, жестами во время общения.
К невербальным средствам относятся:
экспрессивно выразительные движения (мимика, жесты, поза, походка человека) и визуальный контакт (взгляд, частота контакта, направление), которые могут усиливать, допол­нить или опровергать смысл сообщения;
межличностная дистанция — расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от степени доверия к собе­седнику, от культурных и национальных традиций и других факторов;

Невербальные средства общения:
позы, жесты, походка

мимика

визуальный контакт

межличностная
дистанция




10 Виды и техника слушания
Во время слушания решаются две задачи: воспринимает­ся содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. Каждый раз в разговоре надо спраши­вать себя, что в данном случае для нас важнее: что говорится собеседником или как говорится. Кроме содержания беседы, может оказаться важным знать, какие чувства (нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, равнодушие и др.) испы­тывает ваш собеседник. При слушании очень важно давать ему обратную связь. Обратная связь может выражаться как а) отражение чувств говорящего, и б) отражение информации.

У каждого из нас есть пассивное (непроизвольное) и ак­тивное (произвольное) внимание.

Пассивное внимание свя­зано с врожденным рефлексом, подсознательной реакцией на новое и необычное, а активное — это внимание, достигае­мое усилием воли и преследующее определенную цель: размышление, понимание или запоминание. Собственные мыс­ли человека и внешние помехи отвлекают внимание собе­седников тем незначительнее, чем важнее и интереснее ин­формация и сам собеседник. Пассивный слушатель — это как пустое ведро, а активный — насос, который методом вопро­сов выкачивает из партнера информацию. Можно выделить следующие виды слушания:
•активное,
•пассивное,
•эмпатическое слушание.
Активное слушание (рефлексивное) — это слушание, при котором происходит рефлексия, то есть осознание и анализ своих собственных чувств, причин поступков. Оно представля­ет собой процесс расшифровки смысла сообщений, выделение из речи говорящего законченных предложений (и слов, под­черкиваемых самим собеседником), а также оценка услышан­ного, включающая отделение фактов от мнения собеседника.
Пассивное (нерефлексивное) слушание — это умение вни­мательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Пассивное слушание полезно в тех случаях, когда собесед­ник проявляет глубокие чувства, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Здесь важно просто слушать его и давать понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Общение сложится лучше, если вы будете повторять, прогова­ривать сказанное партнером. Вместо «да» можно повторить, ничего не изменяя, какое-то слово или фразу.
Эмпатпигеское слушание позволяет переживать те же чув­ства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разде­лять его.
Правила эмпатического слушания применяют только в том случае, когда собеседник сам хочет поделиться каки­ми-то переживаниями.
Правила эмпатического слушания:
1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых устано­вок, предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собесед­ник, «увидеть» его эмоции.
2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точно­сти отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстриро­вать собеседнику, что его чувство не только правильно поня­то, но и принято вами.
3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собе­седнику обычно надо дать помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими допол­нительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.
4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — это не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его пове­дения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяс­нять ему причину возникновения у него этого чувства. Заме­чания типа «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» — не могут вызывать ни­чего, кроме отторжения и защиты.
5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувства­ми, он говорит, «не закрывая рта», и ваша беседа носит до­статочно доверительный характер, вовсе не обязательно отве­чать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать собеседника междометиями, «да-да», «угу», кивать головой.

11 Модели общения
Раппорт-уровень, качество взаимодействия, эмоциональный контакт между объектами коммуникации. Активно используется в психологическом консультировании, в частности в НЛП (нееро-лингвистическое программирование). Рапорт состоит из трех частей:
1. колибровка -то есть отслежка маркеров (характерные черты объекта). Так, например, подросток, чтобы попасть в нужную ему компанию снимает маркеры. Например: стрижка на лысо, черная спортивная одежда, наркотики и т.д.
2. создание ощущения, что ты свой – например, говорить, что тоже участвовал в подобных мероприятиях или использовать сленг данного коллектива
3. ведение – как непосредственное общение, контакт с объектом коммуникации.

12 Коммуникация 
Двусторонний обмен информацией на взаимопонимании.
Общение – это коммуникация, т. е.  обмен между людьми мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и др. Для осуществления эффективной коммуникации между людьми выработан определенный ряд правил общения.
Психологи обычно называют комплекс правил или сове­тов в общении техниками общения, или техниками эффек­тивной коммуникации.
Эффективному общению следует научиться каждому. Оно улучшает отношения между людьми, так как предполагает, что вы:
— расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять своей воле;
— уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убеждать встать на вашу точку зрения;
— уважаете принятые ими решения;
—уважаете их ценности и их опыт.      
Именно такое общение, с использованием техник и называ­ется конструктивным, ведь оно позволяет нам понять и при­нять нашего собеседника, распознать его состояние, дать ему «обратную связь» в виде сочувствия.
Коммуникация – это процесс получения информации.
Межуровневыми коммуникациями называются вертикальные коммуникации. Они могут осуществляться в 2 направлениях: восходящих и нисходящих. Восходящая информация поступает снизу вверх- от исполнителя к начальнику (отчетная информация, запросная- что делать? как делать? и т.д.) Нисходящая информация передается сверху вниз - от вышестоящих к нижестоящим. По характеру она всегда распорядительная (приказы, распоряжения). Эта информация может положить начало действию, а может привести к концу, завершению. Руководитель может взаимодействовать с 1 подчиненным, а может с отделом, цехом, бригадой.
Наряду с восходящей и нисходящей коммуникациями существуют диагональные коммуникации. При данном виде коммуникаций необходимо исключить возможность возникновения препятствий для подобного обмена информацией.
Вертикальные коммуникации - это коммуникации субординации. Организация таких коммуникаций осуществляется по- разному.
Для того, чтобы к Вам относились как к начальнику, необходимо соблюдать субординацию и исключить из отношений с подчиненными панибратство.
Горизонтальные коммуникации - это общение между людьми, работающими на одном уровне. Это общение очень значимо, т.к. идет координация подразделений на одном уровне.
Коммуникация = координации.
Все перечисленные выше виды коммуникаций - это формальные коммуникации.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между 2 людьми и более, который является важнейшей составляющей деятельности руководителя.
Межличностные коммуникации
Качества межличностных общений и правила осуществления межличностных коммуникаций:
1.Умение слушать (Умеет ли человек воспринимать информацию или нет. Чем интеллигентнее человек, тем он в большей степени умеет слушать).
2.Проявляйте свои идеи перед началом их передачи. (Объявляйте тему и содержание тех вопросов, которые необходимо осветить).
Обращение типа: Я к Вам вот по какому вопросу, - заставляет человека
настроиться на восприятие, на эту тему, разговор становится четкий, конкретный.
3.Будьте восприимчивы к потенциальным проблемам (к содержанию, смыслу).
4.Излучайте симпатию, проявляйте открытость в общении (покажите заинтересованность, дайте понять собеседнику, что Вы прониклись его проблемами).
5.Добивайтесь установления обратной связи. (Переспрашивайте: Я вас правильно понял? Вы это имели в виду?)

13 Конфликт  - От лат.Conflictus - столкновение

Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. При анализе конфликта выделяют:
-субъект конфликта - участников конфликтного взаимодействия;
-объект конфликта - предмет противодействия у участников конфликта;
- инцидент - причина столкновения интересов.
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Виды конфликтов - варианты конфликтного взаимодействия. Конфликты различают:
-по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;
-по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
-по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;
-по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;
-по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные и межгрупповые и др.
Конфликтная ситуация - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; или стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; или несовпадение интересов, желаний.
Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Негативные функции конфликта:
1 эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте;
2 представление о побежденных оппонентах, как о врагах;  
3 ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
4 чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
5 уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения  конфликта;  
6 сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта).





Позитивные функции конфликта:
1разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
2сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;
3стимулирование к изменениям и развитию;
4снятие синдрома покорности у подчиненных;
5получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.

Признаки конфликта

-наличие конфликтной ситуации (по восприятию участников);
-неделимость объекта конфликта;
-желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Развитие конфликта - изменение компонентов конфликта. Ряд направлений развития конфликта:
- постепенное увеличение участников конфликта и его усиление за счет накопления опыта борьбы;
- рост количества проблем и обострение конфликтной ситуации;
- углубление основной первичной проблемной ситуации;
- переход конфликта в квазиконфликт;
- повышение конфликтной активности участников;
- изменение характера действий конфликтных сторон;
- нарастание эмоциональной напряженности у участников конфликта;
- изменение отношения к проблемной ситуации.

Решение конфликта - устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Функция конфликта - назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе или обществе. Различают позитивные и негативные функции конфликтов.

Этапы развития конфликта - процесс конфликтного взаимодействия, характеризующийся разной степенью выраженности противоречий в целях, ценностях и методах достижения целей.


Литература
1 Телевизионная журналистика Кузнецов, Цвик, Юровский 4 издание МГУ
2 Так работают журналисты ТВ  Кузнецов  МГУ
3 Психология журналистского творчества  Пронина МГУ


Комментариев нет: