Первый психологический труд датируется приблизительно 2400-летней давностью. Это трактат Аристотеля "О душе".
До 1879 года психология не считалась самостоятельной наукой, т.к. не имела собственных методов.
В 1879 году В.Вунт (г. Лейпциг, Германия) создал первую экспериментальную психологическую лабораторию.
В XVI веке впервые появился термин психология ("наука о душе"). Первоначально предметом изучения психологии была душа.
В XVII - XIX вв. предмет психологии начал расширяться (поведение, бессознательное, деятельность человека, познавательные процессы).
С XX в. психология представляет собой науку о психике и закономерностях её проявления и развития.
Психологический явления, которые изучает психология:
- процессы (познавательные процессы (восприятия, мышление, ощущения, речь, память, внимание, воображение);
- состояния - особые характеристики психической деятельности человека за некоторый период времени (паника, конфликт, стресс, интерес, установка);
- свойства (совесть, одаренность, соперничество, организованность).
Все процессы, состояния и свойства могут быть индивидуальными и групповыми. В свою очередь их можно разделить на внешние (поведенческие) и внутренние.
Отрасли психологии:
- базисные (общие);
- прикладные (специальные).
Общая психология:
- психология познавательных процессов;
- психология личности:
- характер;
- способности;
- темперамент;
- мотивация;
- воля;
- социальные установки;
- эмоции.
Также общая психология занимается изучением поведения и деятельности.
Отличие житейской психологии от научной:
- житейские психологические знания конкретны, научная же психология стремится к обобщению;
- житейские психологические знания носят интуитивный характер, в то время как научные психологические знания рациональны и осознанны;
- житейская и научная психология различаются в способах передачи знаний и возможностях их передачи;
- методы получения знания: житейская психология пользуется наблюдениями и размышлениями, а в научной психологии добавляется эксперимент.
Методы изучения психологии:
- наблюдение:
- внешнее;
- внутреннее (самонаблюдение, метод интроспекции);
- свободное;
- стандартизированное;
- включенное;
- стороннее.
- опрос:
- устный (метод беседы);
- письменный;
- свободный;
- стандартизированный.
- тест:
- опросник;
- задание;
- проективные тесты.
- эксперимент:
- лабораторный;
- естественный;
- констатирующий;
- формирующие (обучающий / воспитывающий).
- моделирование:
- математическое;
- логическое;
- техническое;
- кибернетическое.
Лекция 2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий