Карта сайта

суббота, 20 октября 2012 г.

«История русской литературы ХХ века (20-е-50-е гг)» (программа курса)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «История русской литературы ХХ века (20-е-50-е гг)» имеет статус специальной дисциплины, предназначенной для чтения студентам IV курса филологического факультета очной, заочной и очно-заочной форм обучения.
Основной целью курса является формирование у студентов  системные знания и представления об истории русской литературы ХХ века советского периода, о закономерностях и взаимообусловленности процессов, протекающих в ней.
         Задачи курса заключаются в том, чтобы способствовать овладению студентами гуманитарными знаниями, позволяющими обогатить и раскрепостить сознание, приобщиться к  общечеловеческим ценностям, углубить и расширить представления о предмете, составляющем основу их профессиональной подготовки, выработать навыки филологического мышления и сформировать умение разбираться в обилии литературоведческих, технологических концепций, развить самосознание будущих специалистов, побудить их к самоисследованию своего личностного и профессионального потенциала и его совершенствования.
Курс «История русской литературы ХХ века»  рассчитан на выработку у студентов специальных конкретных знаний, практически значимых умений и навыков филологического литературоведческого мышления, развитию профессиональной компетентности. Курс читается в тесной связи с другими филологическими дисциплинами: лингвистическими, теоретико-литературными, по истории зарубежных литератур, а также с дисциплинами по истории обществ, культур и религий.
Студенты, завершающие обучение по программе, должны:
а) знать русскую литературу ХХ века в их историческом развитии и современном состоянии, а сопряжении с гражданской историей и историей культуры России;
б) понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;
в) уметь пользоваться основными методами литературоведческого анализа;
г) уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на русском и иностранном языках;

В результате изучения курса студенты должны четко представлять себе характер историко-литературного процесса русской литературы 1920-1950 годов, хорошо знать обязательные художественные тексты и учебные пособия, проявлять достаточную осведомленность в научной литературе, углубить навыки литературоведческого анализа.
Программой курса предусматривается изучение характерных особенностей историко-литературного процесса 1920-1950 годов, которые должны быть усвоены студентами-филологами.
Лекционный курс и практические занятия приведены в целостную систему, взаимодополняют друг друга.
В лекциях раскрываются в первую очередь наиболее существенные и трудные проблемы, например, выявление основных тенденций развития русской литературы XX века, литературные направления и течения в их типологическом и историко-генетическом освещении, эстетические взгляды ряда писателей и их художественные открытия, вопросы о судьбах модернистских групп и течений, природа соцреализма. Значительное внимание уделяется негативному воздействию идеологии правящей партии на развитие литературы. Ряд лекционных занятий отводится литературе русского зарубежья.
Практические занятия посвящаются изучению художественных текстов, особенно М. Булгакова, Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Л.Леонова, И.Бабеля, М.Горького, М.Зощенко, А.Платонова. Почти все они представлены в программе по литературе для средней общеобразовательной школы. Некоторые практические занятия проводятся по типу семинара: заслушиваются ранее намеченные короткие доклады (сообщения) студентов (к примеру, о публицистике периода революции и гражданской войны, о соцреализме, об оценке романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» в критике). Информация о новых работах по курсу русской литературы XX в. делает либо сам преподаватель, либо это поручается наиболее подготовленным студентам.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Закономерности развития русской литературы
1920-50-х гг.

«Два потока» русской литературы: литература СССР и русского зарубежья. Писатели русского зарубежья о творчестве писателей СССР.
Судьбы дооктябрьских направлений, школ в литературе СССР и русского зарубежья.
Литературные группы и объединения в СССР: «скифы», комфуты, Леф, «Серапионовы братья», конструктивисты, имажинисты, обэриуты, «Перевал», Пролеткульт, «Кузница», «Октябрь», ассоциации пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, «неокрестьянские» писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы. Позиции журналов «На посту», «На литературном посту», «Красная Новь», «Новый мир», «Печать и революция», «Земля Советская». Особенности развития реализма и модернизма в литературе 1920-х гг.
Приоритетные темы в литературе 1920-х гг. Концепция нового мира и нового человека. Формальная школа. Вульгарный социологизм в литературоведении и литературной критике. Литературная политика партии в 1920—1930 гг. Роспуск РАПП и других литературных объединений. Первый съезд писателей. Социалистический реализм: политические и эстетические принципы, история возникновения. Соцреализм в творчестве А. Серафимовича, Д. Фурманова, А. Фадеева, Н. Островского и др. Судьба журнала «Литературный критик». Теоретические концепции «вопрекистов». Дискуссии 1930-х гг. о методе, мировоззрении, о языке, о формализме. Дискуссии о новом человеке. Теория бесконфликтности.
Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народности в освещении войны. Критические выступления и дискуссии о ложной патетике и лакировке, об эстетизации войны («Ленинградская история» К. Паустовского), о публикации в ж. «Октябрь» «Перед восходом солнца» М. Зощенко, о пьесе А. Корнейчука «Фронт» и др. Нормативность в эстетике 1940—1950-х гг. Принцип унификации в идеологической и литературной политике партии. Произведения соцреализма. Творчесво А. Ахматовой, М. Зощенко, А. Платонова, Б. Пастернака. Постановление ЦК "О журналах «Звезда» и «Ленинград»"
Дискуссия о положительном герое и теории бесконфликтности. Вто­рой съезд Союза писателей.

Литература 17, 24, 30, 38, 48, 61,62, 89, 94


Тема 2. Проза 1920-30-х годов

Роман «Голый год» Б. Пильняка — первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение традиционной романной целостности, основанной на логике взаимоотношений персонажей; прием «смешанных планов». Стиль. Героическая повесть. Создание условного обощенно-поэтического образа народной жизни («Падение Даира» А. Малышкина, «Партизанские повести» Вс. Иванова).
Эпопея и роман-эпопея. «Железный поток» А. Серафимовича. Обобщенный образ народа, героические характеры, многоголосье. Эпо-пейное начало в героических повестях А. Малышкина, Вс. Иванова.
«Конармия» И. Бабеля. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. Рассказчик и его место в цикле. Сказовые новеллы. Межновеллистические связи и проблема авторской позиции. Экспрессионистская манера изображения.
«Донские рассказы» М. Шолохова и их место в литературном процессе. М. М. Зощенко: «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Обращение к форме сказа. Фигура рассказчика. Расцвет творческого мастерства М. Зощенко (вторая половина 20-х годов). Своеобразие комической новеллы М. Зощенко. Объект сатиры М. Зощенко в трактовке критики 20—30-х годов и современного литературоведения. Проблема «чужого» слова в творчестве М. Зощенко. Пародийное начало в его творчестве.
«Зависть» Ю. Олеши в контексте дискуссий 1920-х гг. о личности. Кавалеров — художественный парадокс Ю. Олеши. От сказочных «толстяков» к «толстяку» Андрею Бабичеву. Проблема жанра.
«Роман воспитания». Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского, А. Макаренко. Утверждение обыкновенной жизни и обыкновенного человека как эстетически ценной и исторически значимой (М. Пришвин, К Паустовский. А. Платонов, И. Катаев).
 Сатирические романы И. Ильфа и Н. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».
Исторический роман. Исследование предыстории революции («Разин Степан» А. Чапыгина, «Одетые камнем» О. Форш). Нравственно-философские проблемы в романах Ю. Тынянова («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»). Проблема взаимосвязи истории и современности в исторической прозе. Жанрово-композиционные искания.
Литература:  17,24,30,37,38,48,61,62,89,94

Тема 3. Поэзия 1920-х годов

Творчество А. Белого: искания, достижения в поэме «Христос Воскрес». Поэтическая концепция прошлого (поэма «Первое свидание»). Трагические мотивы в поэзии. Пересмотр собственного творческого наследия и идей символизма: работа над собранием стихотворений, новые редакции прежних произведений.
Заключительный этап в творческой эволюции В.Брюсова.
Неосимволизм в творчестве Д. Андреева. Поэтическое наследие Д. Андреева: лирика, поэмы, «Железная мистерия». Образ-символ Навны-души России. Символика демонических сил. Поэтическое мастерство Д. Андреева.
Футуризм в 1918—1921 гг. Литературные произведения: антология «Ржаное слово», поэмы и стихотворения В. Хлебникова, В. Каменского и др.
Акмеизм. Проявление творческой активности акмеистами второго поколения после 1917 года.
 Творчество Н. Гумилева после 1917 года. Пролетарская поэзия: романтизм и традиции революционной поэзии начала века. Идеология пролетарского коллективизма. Утопия «нового мира» и «восставшей вселенной». Урбанистические мотивы.
Поэзия Н. Тихонова, сборники «Орда», «Брага». Романтико-герои-ческий пафос. Тема интернационализма.
Крестьянская поэзия. Православные и языческие мотивы в поэзии С. Клычкова конца 1910—1930-х гг. «Волчий» цикл С. Клычкова. Концепция революции в поэме А. Ганина «Сарай». Образ вольницы у А. Ширяевца. Творчество С. Есенина. «Крестьянский уклон» в концепции революции и социализма. Творчество Н. Клюева. Религия и революция. «Песнослов», «Четвертый Рим». Эсхатологическая концепция мира («Погорельщина», «Песнь о Великой Матери»). Мотивы гибели русского рая и демонов России в цикле «Разруха».
Лирика середины 1920-х гг. Тема столкновения идеалов и действительности, мотив неоправдавшихся надежд. Кризисное состояние лирики в условиях советской действительности и его отражение в творчестве А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама.
Поэзия обэриутов. Эффект бессмыслицы, логической абсурдности и неадекватности. А. Введенский. Ирония и пародия в поэзии Н. Олейникова. Сборник Н. Заболоцкого «Столбцы». Гротеск и анекдот в поэтике Д. Хармса.
Литература: 2, 3, 13, 25, 32, 43, 99

Тема 4. Литература Русского зарубежья

Литература первой волны русской эмиграции. Творчество Д.Мережковского, З.Гиппиус, М.Осоргина, А.Андреева, В.Набокова, И.Бунина и др. Поэзия русского зарубежья.
Литература: 64,73,95





Тема 5. Литература 1940-1950-х годов

Мотивы Родины и народа, природы и истории в лирике периода войны. Своеобразие их поэтического воплощения у К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»), Д. Кедрина («Весь край этот, милый навеки...»), П. Шубина и др. Тема борьбы с фашизмом, защиты культуры и цивилизации. Идеи активного гуманизма в стихах А. Суркова («Человек склонился над водой...»), И. Сельвинского («Я это видел»), М. Светлова («Итальянец»). Трагическое лицо войны, трагедийные и героические мотивы в творчестве А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака, П. Антокольского, Н. Ушакова. Тема любви и верности у К. Симонова (цикл «С тобой и без тебя»), С. Щипачева («Строки любви»), М. Алигер, О. Берггольц и др.
Пути развития лиро-эпического жанра. Жанрово-стилевое многообразие поэм («Киров с нами» Н. Тихонова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева.). «Василии Теркин» А. Твардовского - произведение народно-героического эпоса.
Послевоенная поэзия. Концепция победы и жертвы в войне, тема родины в стихах А. Твардовского («Я убит подо Ржевом»), М. Исаковского («Враги сожгли родную хату»). Тема воинского и трудового подвига народа в книге Я. Смелякова «Кремлевские ели», в стихах поэтов фронтового поколения (С. Орлова, С. Наровчатова, А. Межирова, Е. Винокурова и др.).
Развитие жанра поэмы. «Лирическая хроника» А. Твардовского. «Дом у дороги» — произведение о судьбах родины и народа. Тема возвращения к мирному труду, созидательной деятельности советских людей в поэмах А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», М. Луконина «Рабочий день». Описательность, риторика и иллюстративность в ряде произведений поэмного жанра.
Сложность и противоречивость поэтического развития послевоенных лет. Вред, принесенный поэзии догматической критикой, ее несправедливые нападки на произведения А. Ахматовой, Н. Асеева, Л. Мартынова, М. Исаковского, С. Орлова и др. Признаки обновления, наметившиеся в поэзии к середине 50-х гг.
Литература: 1,8,17,24,28,30,32,38,48,61,62,94

Тема 6. М.Булгаков

Формирование общественной позиции писателя, его художественного метода и творческой индивидуальности. Творчество М. Булгакова какпродолжение традиций русской классики. «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и проблемы утопии и антиутопии в прозе 20-х гг. Гротеск у Булгакова. Развитие традиций Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского. Сатира М. Булгакова на засилие невежества и грубости в послереволюционной действительности.
«Белая гвардия». Творческая история романа. Автобиографический, конкретно-исторический материал и проблема его пересоздания. Эпиграфы, их связь с проблематикой романа. Жанровая природа произведения, взаимопроникновение исторического и семейного начал.
Пьеса «Дни Турбиных» и ее место в истории театра 20-х гг.; полемика вокруг пьесы.
 «Бег». Жанровая природа «Бега»; трагифарсовое начало в пьесе. Проблема выбора и чувство родины как важнейший критерий художественного содержания «Бега». Психологическая углубленность характеристик и острота гротеска. Постановка проблемы «художник и общество» в романе «Жизнь господина де Мольера» и в пьесах «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин»).
Особое значение литературной и театральной среды в жизни и творчестве Булгакова; изображение этой среды в «Театральном романе».
«Мастер и Маргарита». Творческая история романа. Многоплановость композиции; взаимодействие двух потоков времени; прием «роман в романе». Проблемы реализма и модернизма; сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Критическое изображение литературной среды 20—30-х гг. Образ Мастера. Судьба проповедника гуманизма Иешуа и мотив трагической судьбы гуманистов в истории человечества. Жанровая уникальность. Дискуссии о романе в критике 60—80-х гг.
Литература: 15, 37, 38, 72, 74, 75, 83, 93, 100,101,102


Тема 7. М. Горький

«Мои университеты» и автобиографические рассказы М. Горького 20-х годов. Активизация в творчестве Горького малых эпических форм (очерка, рассказа, лит. портрета): «Заметки из дневника»; «Воспоминания»; «Рассказы 1922—1924 гг.». Новые аспекты концепции личности. Интерес к сложным, противоречивым характерам. Проблема героя. Становление новой жанровой формы — серии произведений малой формы, тяготеющих к единству цикла.
Дискуссия о «новом Горьком». Литературные портреты в творчестве Горького 20-х годов.
 Роман «Дело Артамоновых». Характеры главных персонажей, типическое и индивидуальное в них. Композиционная градация персонажей. Социально-исторический и философский аспекты проблематики.
«Жизнь Клима Самгина». Творческая история романа. Жанр и композиция. Элементы исторической хроники, проблемного романа, романа воспитания в «Жизни Клима Самгина» и проблема жанровой целостности произведения.
Драматургия Горького советских лет. Жанр «семейной драмы» у Горького. Идейно-художественная сущность образа Егора Булычева. Природа драматического конфликта, жанровое своеобразие пьес Горького.
Литература: 17,30,48,61,62,76,80,81

Тема 8. Е. Замятин

Жизненный  и творческий путь.
Повесть «Островитяне», сатирический гротеск и его философская природа. Сочетание конкретно-исторического и общечеловеческого.
Общественная и культурно-просветительная деятельность Замятина в первые годы революции. Литературно-критические выступления начала 20-х годов: концепция революции, обоснование принципов «фантастического реализма».
Роман «Мы». Философская проблематика. Роман «Мы» и русский модернизм. Жанр. Дневниковая форма повествования, своеобразие психологизма; образы главных героев. Судьба романа «Мы». Влияние романа на развитие антиутопии в мировой литературе (О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др.).
Новеллистика Замятина («Пещера», «Рассказ о самом главном», «Русь», «Елка», «Наводнение» и др.). Особенности художественного повествования в прозе Замятина; использование притчи, иносказания, анекдота, сказки.
Литература 16, 20, 23, 33, 37, 68, 69,70, 96, 97

Тема 9. Л. Леонов

Тематическое и жанровое разнообразие творчества Леонова начала 20-х гг. Сказка, сказ, восточная легенда и пр. («Бурыга», «Гибель Егорушки», «Туатамур» и др.). Тема интеллигенции и революции («Конец мелкого человека»), послеоктябрьской деревни («Петушихинский пролом»), «окуровской» Руси («Записки Ковякина»).
«Барсуки». Философское и социально-бытовое содержание романа. Особенности композиции, языка и стиля.
Психологическая драма человека в романе «Вор» (1-я редакция 1927 года). Пацифизм и гуманизм романа. Архитектоника произведения.
Роман «Сотъ», его социально-философская проблематика. Тема интеллигенции в романе «Скутаревский», проблемы науки и искусства.
Особенности изображения подвига народа в Великой Отечественной войне в повести «Взятие Великошумска»: реальные и символические аспекты повествования.
«Русский лес» — синтез многолетних художественных исканий Леонова. Тема исторических судеб народа, русской науки и культуры. «Многослойное» построение романа, мастерство психологического портрета, роль реалистической детали и символики. Полемика вокруг «Русского леса».
Любовь к родине и трагедия разрыва с ней в повести «Evgenia Ivanovna».
Драматургия Леонова. Пьеса «Унтиловск» — первый драматургический опыт писателя. Жанр философской драмы у Леонова («Метель»).
Пьеса «Нашествие». Сущность главного драматического конфликта. Национально-патриотические мотивы. Тема подвига и героизма. Народно-поэтическая основа пьесы «Ленушка». Пьеса «Золотая карета», ее первая, вторая и третья редакции. Нравственно-философская проблематика, своеобразие драматического конфликта.
Работа Леонова (с начала 70-х годов) над романами «Мироздание по Дымкову», «Последняя прогулка». Проблема познания вселенной в философском аспекте. Тревога перед угрозой для человечества. Философское содержание романа «Пирамида». Леонов как наследник и продолжатель традиций классической литературы (Гоголя, Достоевского).
Литература:   34,47,77,89


Тема 10. А. Платонов

Рассказы  и повести середины 1920-х гг. Историческая притча «Епи-
фанские шлюзы».
Роман «Чевенгур». Конкретно-историческая и философская проблематика романа. Жанрово-композиционное своеобразие. Трагическая концепция мира и комическое у Платонова.
«Усомнившийся Макар». Сомнения в гуманистических ценностях революции, идея враждебной народу государственности, темы «научного человека».
«Котлован». Утопия нового человека и земного рая в интерпретации Платонова.
Коллективизация в «бедняцкой хронике» «Впрок». Роль хроники в дальнейшей творческой судьбе Платонова.
Резкая критика Платонова в печати конца 1920-х — начала 1930-х гг.
Поездка в Среднюю Азию в 1933—1934 гг. «Такыр», «Джан». Проблематика повести «Джан». Стихийно-мифологическое мироощущение.
Творчество Платонова в годы войны («Одухотворенные люди», «Счастливый корнеплод» и др.). Тема борьбы с фашизмом. Рассказ «Возвращение» («Семья Ивановых»): гуманизм, высокая нравственность, простота стиля. Несправедливая критика рассказа в печати.
Платонов-драматург. «Шарманка», «Дирижабль», «Высокое напряжение». Трагедия-мистерия «14 Красных Избушек»; тема богозабвения и реальности «нового человека».
Литература: 12, 35, 56, 86, 91, 98




Тема 11. М. Пришвин

«В краю непуганых птиц». «Этнографический путь» в литературе. Стиль раннего Пришвина.
Повесть «Мирская чаша». Поиски жизненной и художественной правды. Роман «Кащеева цепь»: становление личности, автобиографическая основа. «Журавлиная родина» — книга о творчестве. Философская концепция гармонического человека в «Родниках Берендея».
Формирование концепции отношений человека и природы.
«Жень-шень» — повесть о смысле жизни. Поэма в прозе «Фацелия». Проблема индивидуального начала в контексте современного общественного сознания.
Творчество 1940—1950-х гг. Философские и моралистические начала. Личность и общество. Роман «Осударева дорога».
Литература:  39,58,82

Тема 12. М.Шолохов

Творческая история романа «Тихий Дон» — романа-эпопеи, раскрывающего историческую судьбу донского казачества на переломных этапах жизни всей нации и народа. Народ и революция, проблема социальной справедливости. Катаклизмы социальной истории и устойчивость традиций крестьянского труда и быта. Мир людей и мир природы в романе. Народ и личность в «Тихом Доне». Типичное и исключительное в характерах и судьбах героев. Семья Мелеховых. Образ Григория Мелехова. Истоки его трагедии. Проблема трагического в «Тихом Доне» и споры о ней в исследовательской и критической литературе.
Творческая история «Поднятой целины». Система образов в романе, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды.
Рассказ «Наука ненависти». Начало работы над романом «Они сражались за Родину» и ее продолжение в послевоенное время. Многообразие характеров русских солдат. Соединение патетико-героического и комически-бытового стилевых пластов. Черты эпичности и особенности лиризма. Рассказ «Судьба человека» и военная проза 50—60-х гг.
Литература: 9, 19, 29, 67

Тема 13. А. Ахматова

Поэзия A. Аматовой в годы революции и гражданской войны. Лирическая книга «Подорожник». Патриотические мотивы в книге («Мне голос был. Он звал утешно»). Книга «Anno Domini MCMXXI». Лирическая концепция современности. Новый духовный облик лирического «я». Усиление трагического пафоса в поэзии. Тема любви. Ахматова и «женская поэзия» начала века.
Творческий подъем со второй половины 30-х гг. Работа над 6-й книгой лирики, ее место в сборнике «Из шести книг». Тема творчества
в стихах, посвященных поэтам.
Поэма-цикл «Реквием», творческая история, время публикации. Глубина трагического постижения народного горя в поэме.
Поэзия Анны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Тема родины в цикле «Ветер войны» и других стихах. Героизм и трагизм защитников Ленинграда в военной лирике. Тема борьбы с фашизмом и спасения цивилизации. Лирический образ победы.
Усиление творческой активности в 50 — начале 60-х гг. Завершение творческих замыслов (цикл «Северные элегии», «Поэма без героя»). Целостность и внутреннее единство художественного мира. Основные черты поэтики поздней Анны Ахматовой.
«Поэма без героя». Творческая история. Творческое преображение исторического и биографического, «сплав миров» в поэме. «Голоса» и голос автоа. Художественно-смысловая активность композиции. Особенности поэтики. Литературные традиции в поэме. Связь поэмы с лирикой.

Литература: 3,13,14,21,27,51,87
Тема 14. С. Есенин

Метафизика революции в поэмах 1916—1918 гг. Утопия Третьего Завета. Образ России — нового Назарета. Еретические мотивы в поэме «Инония». Марксистская и эмигрантская критика о поэме «Инония». «Кобыльи корабли»: антиутопические мотивы, покаянные настроения.
Эстетика С. Есенина. «Ключи Марии», «Отчее слово», «Быт и искусство». Теория метафоры. Проблемы космизма и национального искусства. Общее и различное в эстетике С. Есенина и теоретиков имажинизма.
«Пугачев» и пушкинская традиция в изображении пугачевского бунта, сходство и различие.
«Страна негодяев». Оппозиционные настроения С. Есенина. Драма обманутой революцией личности, концепция народного героя.
«Москва кабацкая». Мотивы Ф. Вийона. Мотивы А. Пушкина. Тема крушения идеалов социалистического рая. Особенности образа лирического героя. Тема «осенней» любви в цикле «Любовь хулигана».
Официальная идеология и авторские сомнения в произведениях «Стансы», «Ленин», «Песнь о великом походе», «Капитан земли».
«Персидские мотивы». Особенности персидской лирики в есенинской версии искусства любви. Традиции лирики А. Пушкина и М. Лермонтова в «Персидских мотивах» (романтический сюжет о любви «дикарки» и северянина, исцеление «души своей опальной»). Миф о голубой и веселой стране. Ностальгические мотивы.
Мотивы лирики 1920-х гг.: покой, «все принимаю», изгойство, отверженность, покаяние. Элегические настроения и мотив смерти. Трагическая трактовка образа крестьянской России, тема противостояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным».
«Анна Снегина». Лирическое и эпическое начала. Импрессионизм в художественном решении лирической темы. Некрасовские традиции в решении эпической темы. Деревня и революция. Тема двойственности национального характера.
«Черный человек». Влияние «Моцарта и Сальери» А. Пушкина, Б. Пастернак о моцартовском начале в личности С. Есенина («Люди и положения»). Тема преодоления поэтом раздвоенности.
Литература: 6, 25, 31, 42, 49, 63

Тема 15. В.Маяковский

Лирика в период революции («Ода революции», «Левый марш» и др.). Осмысление новой роли поэта в мире («поэт-рабочий»). Романтизм и утопия в поэзии периода гражданской войны. Борьба двух миров в «Мистерии-буфф» и поэме «150 000 000». Обобщенно-условный характер образов в творчестве этих лет. Соединение героики и сатиры. Элементы революционного максимализма, формализма в поэме «150 000 000».
Поэмы «Люблю», «Про это». Личное и общественное в поэмах. Трагические мотивы в поэме «Про это».
Лирика. Основные темы и мотивы. Идейно-художественное многообразие и нравственное содержание. Концепция лирики у Маяковского, ее развитие. Эволюция лирического «я». Роль циклизации в лирике. Основные лирические жанры, их развитие и трансформация.
Сатира («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Политическая сатира. Галерея сатирических типов («Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др.). Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Мастерство Маяковского-сатирика.
Драматургия. Пьесы «Клоп» и «Баня». Дискуссии вокруг пьес. Основные сатирические образы в пьесах. Роль картин будущего в драматургии Маяковского. Принципы типизации и роль условности. Комическое и трагическое в пьесах. Киносценарии поэта.
Литература: 11,18,43,44,46,53,55,79,92

Тема 16. Б. Пастернак

Представление о лирике у раннего Б. Пастернака.
Книга «Сестра моя — жизнь». Концепция бессмертия души и бесконечности бытия. Вечность и повседневность.
Концепция «мертвого» послереволюционного времени. «Детство Люверс» — повесть о живой душе. Единый мир в сознании героини.
«Темы и вариации». Трансформация пушкинских мотивов. Новое в поэтике. «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Спекторский». Революция и народ, революция и личность. Тема личного выбора и исторической предопределенности. Лирическое и эпическое начала в поэмах. Опыт романа в стихах («Спекторский»).
Проза 1920—начала 1930-х гг. Эстетические концепции искусства, рожденного природой, определение гения. Пастернак и Маяковский — творческое взаимодействие и взаимоотталкивание.
Стихи «Второго рождения»: тема принятия «миров разноголосицы».
Книга «На ранних поездах». Философия внутреннего покоя, согласованности творчества поэта с творчеством природы. Многоликость образа России. Стихи о Великой Отечественной войне: патриотические и христианские мотивы.
«Доктор Живаго». Творческая история. Евангельские мотивы. Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души. Концепция личности, ее соотношение с историей и вселенной. Стихи Юрия Живаго и тема голгофского пути Христа.
Стихи «Когда разгуляется». Темы «рождений, скорбей и кончин», бесконечности Божьего мира.
Литература: 2, 5, 10, 22, 52


Тема 17. М. Цветаева

Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Первые книги «Молитва», «Волшебный фонарь», «Из двух книг». Импрессионистич-ность поэтики Цветаевой. Дневниковость лирики Цветаевой. Поэзия 1913—1915 гг.: от условности к реальности, особенности логического ударения, экспрессия. Фольклорные мотивы в лирике периода первой мировой войны.
«Лебединый стан». Трансформация романтического образа вольности в oбраз свободы-отравы.
Проза о революционной России. «Октябрь в вагоне». «Вольный проезд». Мотив опричнины.
Интимная лирика 1920-х гг. Любовный диссонанс в поэзии Цветаевой и Ахматовой. Тема родины.
Романтические пьесы («Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел», «Феникс»).
Литература:  39,50,64,65,73,95

Тема 18. Драматургия. Е. Шварц

Драматургия 1920-1930-х годов. Творчество Н.Эрдмана, В.Маяковского и др. Два стилевых течения в драматургии 1930-х гг.
«Тень» — первая «взрослая» пьеса Шварца; философский характер конфликта, своеобразие его драматургического воплощения, его трагедийные аспекты. Ученый и Тень. Образ человека культуры, мотив героического сопротивления абсурдности окружающей действительности. Проблема личной ответственности. Условность художественного мира пьесы; сплав сатирического и героического, лирического и комического начал.
«Дракон». Место пьесы в ряду «антифашистских» сказок Шварца. Нравственно-философская проблематика. Осмысление трагических противоречий истории на основе принципа романтизма. Жанрово-стилевое многообразие. История сценического воплощения пьесы; театральная постановка 1962 г. на сцене Ленинградского театра Комедии; влияние пьесы на развитие общественного сознания 60-х гг.
Литература: 90

Художественные тексты

Андреев Д. Русские боги,
Ахматова А. Лирика 20—60-Х годов. Реквием. Поэма без героя.
Бабель И. Конармия.
Багрицкий Э. Дума про Опанаса. Бек А. Волоколамское шоссе.
Блок А. Двенадцать. Скифы. Ингеллигениия и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.
Булгаков М. Белая гвардия. Собачье сердце. Дни Турбиных. Бег. Кабала святош (Мольер). Мастер и Маргарита.
Волошин М. Демоны глухонемые. Стихотворения 1919—29 гг. Владимирская Богоматерь.
Гладков Ф. Цемент.
Горький M. Несвоевременные мысли.
Грин А. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.
Гумилев Н. Огненный столп.
Есенин С. Лирика 1917—1925 гг. Пугачев. Анна Снегина. Черный человек.
Заболоцкий Н. Столбцы. Вторая книга. Стихотворения 40—50-х годов.
Замятин Е. Мы. Пещера. Рассказ о самом главном.
Зощенко М. Рассказы 20—50-х годов.
Иванов Вс. Бронепоезд 14—69.
Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.
Исаковский М. Лирика военных лет.
КазакевичЭ. Звезда.
Катаев И. Молоко.
Кириллов В. Мы. Матросы. Железный мессия.
Клюев Н. Стихотворения 20—30-х годов. Погорельщина.
Кузмин М. Форель разбивает лед.
Лавренев Б. Сорок первый.
Леонов Л. Вор. Нашествие. Золотая карета. Русский лес.
Макаренко А. Педагогическая поэма.
Малышкин А. Падение Даира. Люди из захолустья.
Мандельштам О. Лирика 20—30-х годов.
Маяковский В. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.
Некрасов В. В окопах Сталинграда.
Олеша Ю. Зависть.
Панова В. Спутники.
Пастернак Б. Лирика 1920-50-х гг. Доктор Живаго. Лейтенант Шмидт.
Пильняк Б. Голый год.
Платонов А. Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан. Мусорный ветер. Возвращение.
Пришвин М. Мирская чаша. Кащеева цепь. Жень-шень. Глаза земли.
Светлов М. Гренада.
Серафимович А. Железный поток.
Сологуб Ф. Лирика 20-х гг.
Тихонов Н. Орда. Брага.
Тынянов Ю. «Кюхля». Подпоручик Киже. Пушкин.
Толстой А. Голубые города. Хождение по мукам. Петр I.
Фадеев А. Разгром.
Федин К. Города и годы.
Хармс Д. Стихотворения.
Хлебников В. Поэзия 1917-20 гг.
Ходасевич В. Путем зерна. Европейская ночь.
Цветаева М. Лирика 20-30 гг. Поэма конца. Крысолов.
Шварц Е. Тень. Дракон. Обыкновенное чудо.
Шолохов М. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.
Эрдман Н. Мандат. Самоубийца.

Рекомендуемая литература

1.     Агеносов В. В. Творчество М. Пришвина и советский философский роман.  М., 1989.
2.     Альфонсов В. В. Поэзия Бориса Пастернака.  JI. 1990 .
3.     Ахматовские чтения. Сб. научн. трудов.Тверь, 1991.
4.     Бopoвиков С. Алексей Толстой. Страницы жизни и творчества.  М., 1984.
5.     Баевский В. С. Пастернак-лирик. Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.
6.     Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия.  Л., 1982.
7.     Баранов В. Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому реализму. М., 1983.
8.     Белобровцева И. Поэт R13 и другие Государственные поэты // Звезда. 2002. № 3.
9.     Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Шолохова.  М.,1980.
10.           «Быть знаменитым некрасиво» //Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., 1992.
11.           В мире Маяковского: Сб. Кн. 1  2.  М., 1984.
12.           Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества.М., 1990
13.           Виленкин В. В сто первом зеркале.  М., 1987.
14.           Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой.
15.           Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.
16.           Галикова В.А. Крик еретика (Антиутопия Евг. Замятина), //Вопросы философии 1991.  № 1.
17.           Голубков М.М.  Русская литература XX века: После раскола: Учебное пособие для вузов. М., 2001.
18.           Гончаров Б. П. . Поэтика Маяковского.  М., 1983.
19.           Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон».  М., 1989.
20.           Давыдова Т.Т. Образность и язык романа Е.И. Замятина «Мы» // Русская словесность. 2001.№ 1.
21.           Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. – Л., 1968.
22.           «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: Сб.  М., 1990.
23.           Евсеев В.Н. Роман «Мы» Е. И. Замятина (Жанровые аспекты). Ишим. 2000.
24.           Ершов Л.Ф. История русской советской литературы.  М., 1982.
25.           Есенин и русская поэзия.  Л., 1967.
26.           Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама: Материалы к биографии. Новые стихии. Комментарии. Исследования: Сб.  Воронеж, 1990.
27.           Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой.  Л., 1973.
28.           Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М.: Школа «Языки русской литературы», 1999.
29.           Залесская Л.И. Шолохов и развитие советского многонационального романа.  М., 1991.
30.           История русской советской литературы. В 4 т.  М., 1965.
31.           Карпов А. С. Поэма Сергея Есенина. – М., 1989.
32.           Кекова С. В., Измайлов Р.Р. Сохранившие традицию: Н. Заболоцкий, А. Тарковский, И. Бродский: Учебное пособие. Саратов: Лицей, 2003.
33.           Келдыш В.А. Е.И. Замятин //Евгений Замятин. Избранные произведения.  М., 1989.
34.           Ковалев В.А. В ответе за будущее: Леонид Леонов. Исследования и материалы.  М., 1989.
35.           Корниенко Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (1926-1946) //Здесь и теперь.  М., 1993.  № 1.
36.           Крюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература. Творческая индивидуальность и литературный процесс. М., 1990.
37.           Крючков В.П. «Еретики» в  литературе: Л.Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие. Саратов: Лицей, 2003.
38.           Крючков В.П. Русская литература XX века: Поэтика. Особенности психологизма. Саратов, 2000.
39.           Кудрова И.В. Версты, дали. Марина Цветаева: 1922-1939.М. 1991
40.           Курбатов В. Я. Михаил Пришвин. Очерк творчества.  М., 1986.
41.           Македонов А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы.  Л., 1968.
42.           Марченко А. М. Поэтический мир Есенина.  М., 1989.
43.           Маяковский и современность.  М., 1985.
44.           Метченко А. И. Маяковский. Очерк творчества / Избранные труды в 2-х томах М., 1982.
45.           Метченко А.И. Мудрость художника. – М.,1976.
46.           Михайлов А. А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых.  М., 1990.
47.           Михайлов О.Н. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. Очерк.  М., 1987.
48.           Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М., 2001.
49.           Наумов Е. И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха.  Л., 1973.
50.           Павловский А. И. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой.  Л., 1989.
51.           Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991.
52.           Пастернак Е. Б. Материалы для биографии Бориса Пастернака. М., 1986.
53.           Перцов В.О. Маяковский. Жизнь и творчество. В 3-х томах.  М., 1968-1972.
54.           Петелин В. Судьба художника. Жизнь, личность, творчество Алексея Николаевича Толстого.  М., 1982.
55.           Пицкель Ф. Н. Маяковский: Художественное постижение мира.  М., 1979.
56.           Полтавцева Н. Г. Философская проза Андрея Платонова.  Ростов-на-Дону, 1981.
57.           Поляк Л. М. Алексей Толстой  художник. Проза.  М., 1964.
58.           Пришвина В. Д. Круг жизни. Очерки о М. М. Пришвине. М., 1981. 
59.           Рассадин Ст. Очень простой Мандельштам.  М., 1994.
60.           Ростовцева И. И. Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания.  М., 1984.
61.           Русская литература XX  века: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Т.М. Колядич и др.; Под ред. Л.П. Кременцова. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
62.           Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы.Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н. Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.; Под ред. С.И. Тиминой. СПб.: Издательство «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002.
63.           Русское зарубежье о Есенине. В 2-х т.  М., 1993.
64.           Русское зарубежье.  М., 1995.
65.           Саакянц А.А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества. 1910-1922.  М., 1986.
66.           Сарнов Б. Заложник вечности. Случай Мандельштама.  М., 1990.
67.           Семанов С.Н. В мире «Тихого Дона». – М.,1987.
68.           Семенова А.Л. Роман Е. Замятина «Мы» и «Государство» Платона // Русская литература. 1999. № 3.
69.           Скороспелова Е.Б. Верность себе, //Евгений Замятин. Избранное.  Кишинев, 1989.
70.           Скороспелова Е.Б. Замятин и его роман «Мы». М., 1999.
71.           Слово и судьба. Oсип Мандельштам: Материалы и исследования.
72.           Смелянский А.М. М. Булгаков в Художественном театре.  М., 1989.
73.           Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции.  М., 1999.
74.           Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории.  М., 1991.
75.           Соколов В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.
76.           Спиридонова Л.М. Горький: диалог с историей. М., 1994.
77.           Старикова Е.В. Леонид Леонов: Очерк творчества.  М.. 1972.
78.           Струве Н. Осип Мандельштам.М., 1992
79.           Субботин А. С. Маяковский: Сквозь призму жанра.М., 1986.
80.           Сухих С. И. Заблуждение и презрение Максима Горького.  Н.Новгород, 1992.
81.           Тагер Е. Б. Творчество М. Горького советской эпохи, М., 1964.
82.           Творчество М. М. Пришвина. Исследования и материалы.  Воронеж, 1986.
83.           Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы, библиография. Кн. 1.  Л.,1991.
84.           Толстой А.Н.. Материалы и исследования.М., 1985.
85.           Турков А. Николай Заболоцкий. Жизнь и творчество. М., 1981.
86.           Фоменко Л. П. Человек в философской прозе А. Платонова.  Калинин, 1985.
87.           Хейт Аманда. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой.  М., 1991.                                  
88.           Ходасевич В.Ф. Перед зеркалом. М.: ОЛМАПРЕСС, 2002.
89.           Хрулев В.И. Мысль и слово Леонида Леонова.  Саратов, 1989.
90.           Цимбал С. Евгений Шварц: Критико-биографический очерк.  М., 1961.
91.           Чалмаев В. А. Андрей Платонов (К сокровенному человеку). М., 1989.
92.           Черемин Г. С. В. В. Маяковский в литературной критике. 19171925 гг. .Л., 1985.
93.           Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1989.
94.           Чудакова М.О. Избранные работы, том I. Литература советского прошлого. М.: Языки русской культуры, 2001
95.           Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М., 1992.
96.           Шкловский Виктор. О рукописи «Избранное» Евгения Замятина, //Евгений Замятин. Избранные произведения.  М., 1989.
97.           Шкловский Е. Два еретика: Евгений Замятин и Борис Пильняк // Литература: Прил. к газ. «Первое сентября». 2001. № 35.
98.           Шубин Л. А. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об А. Платонове. Работы разных лет. М., 1987.
99.           Эвентов Я. Демьян Бедный: Жизнь. Поэзия. Судьба.  М., 1983.
100.      Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997.
101.      Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова.М., 2001.
Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова.  М., 1983.





Комментариев нет: