Карта сайта

четверг, 4 октября 2012 г.

Проблема термина “ренессансный реализм”. Основные точки зрения на его обоснованность.


Особенности ренессансной культуры:
1. Ренессансная культура – принципиально светская, её идейная база – светское мировоззрение гуманистов. (Светское гуманистическое мировоззрение, распространилось в Европе в условиях перехода от феодализма к капитализму на протяжении культурной эпохи Возрождения. Гуманисты предложили собственную  концепцию мира , основные законы гармонии, смысл жизни человека и его место в этой жизни.
Выводы гуманистов: •Человек – центр Вселенной и его возможности неограниченны. Он должен познать мир, вполне самостоятельно, руководствуясь разумом и делать этот мир еще лучшим. Так он тоже выступает как творец. • Деятельность человека всегда оправдана. • В усовершенствовании нуждается уклад общественной жизни. Здесь люди и должны проявлять свою мудрость.)
2. В отличие от средневекового искусства в ренессансном искусстве утверждалось индивидуальное авторство.
На смену сословному направлению в эпоху Возрождения пришло первое эстетическое направление – ренессансный реализм.

Эстетическое направление ренессансной культуры:
1. Исторические рамки. Развивается на протяжении эпохи Возрождения (Италия – XIV – XVI вв., остальные страны – XVI – до начала XVII вв.).
2. Ренессансный реализм исторически обусловлен условиями перехода эпохи (от феодализма к капитализму) и идейной базой является гуманизм, утверждающий гуманистические идеалы.
3. Гуманизм определяет эстетику (науку о красоте): гармония – показатель прекрасного. Прекрасное – это сама жизнь, это реальный мир и человек во всех направлениях. Нет ничего некрасивого. То, чем наполнен мир, что в нем происходит, -- достойно изображения в искусстве. Во всем этом проявляет себя замысел творца. Искусство ренессансного реализма стремиться к предельной многогранности и всесторонней жизни человека.

_____________________________________________________________________________

   XVII Век – переходная, кризисная эпоха. Рушатся вековые устои; обнаруживают свою несостоятельность многие считавшиеся непреложными истины; феодальные порядки ещё сохраняют господство, но в недрах феодализма выявляются острейшие и непримиримые противоречия, которые предвещают неизбежное крушение всей старой системы. При этом необходимость и неизбежность перемен осознаются все большим числом мыслящих людей.
   Этот начинающийся кризис феодализма на первых порах воспринимается деятелями ренессансной культуры как освобождение от норм и догм средневековья, как избавление от гнета церкви, как открытие красоты, этической и эстетической значимости природы и человеческой личности. Лишь в позднем Возрождении “трагический гуманизм” начинает осознавать кризисность эпохи, неизбежность грандиозной ломки. Однако даже самые трезвые и проницательные художники Ренессанса, обнаружив несоответствие гуманистических идеалов открывающейся их глазам реальности, все же сохранили иллюзорную веру в конечное торжество этих идеалов, хотя бы в отдаленном будущем.
   Трагическая действительность XVII столетия уже не оставляла места для ренессансных гуманистических иллюзий; на смену ренессансному мировосприятию приходит новое, которое является как бы реакцией на прежнее, отталкивается от него, но вместе с тем ему наследует.
   Возникли новые художественные системы искусства, как осознание кризиса ренессансных идеалов; барокко и классицизм должны были рассматриваться как широкие идейные и культурные движения, приходящие на смену Ренессансу, возникающие как своеобразная реакция на гуманизм Возрождения, как осмысление итогов идейной и художественной революции, осуществленной Ренессансом.
   Художники и барокко, и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической ренессансной концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство XVII в. обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды; вместо гармонии разума и чувства выдвигается идея подчинения страстей велениям разума.
   Из того, что художники XVII столетия принципиально отвергают ренессансный гуманизм, вовсе не следует, что идеалы искусства этой эпохи антигуманистичны по своей природе. Меняются лишь формы гуманизма, его направленность и сфера применения.
   Гуманизм литературы XVII в. исходит не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме,  а из их противопоставления; это гуманизм, который на первый план выдвигает интеллект, разум. С другой стороны, рассматривая вслед за ренессансными мыслителями личность как автономную, деятели культуры XVII в., однако, не приемлют идею добродетельности человеческой природы, стремятся исследовать личность в её связях с окружающей средой, обществом. Соответственно и осуществление своего гуманистического идеала художники этой эпохи ставят в зависимость не только от воли и энергии самого человека, но и от его положения в обществе, от того, противодействует или способствует реализации этого идеала окружающая среда, способен ли человек в столкновении с ней отстоять свои идеалы.
   В XVII в., таким образом, четко оформились две художественные системы – барокко и классицизм. Правда, в некоторых трудах можно найти утверждения о том, что параллельно с барокко и классицизмом в XVII столетии продолжает также развиваться ренессансный реализм как третье художественное направление литературы XVII в.  Согласиться с этим нельзя. Правда, в первые десятилетия XVII в. ещё продолжают творить Сервантес, Шекспир, Лопе де Вега. Но в историко-литературном плане их творчество принадлежит не XVII столетию, а предшествующей литературной эпохе Возрождения. Большинство же писателей, причисляемых к “ренессансному реализму” XVII в., такие например, как Сорель и Скаррон во Франции, в действительности близки к одной из разновидностей литературы барокко, к так называемому “низовому” барокко. Из этого, конечно, не следует, что традиции реалистического искусства Возрождения не оказывали влияния на творческий метод писателей XVII в. Творчество некоторых из них, в частности Антуана Фюретьера, вероятно, нельзя понять без учета традиций. С другой стороны, в сложном литературном процессе этой эпохи есть такие художники, творчество которых не может быть сведено целиком к одной из господствовавших художественных систем. Так, например, Корнель и Мильтон, каждый по-своему органически сочетали барочные и классицистические тенденции. Иначе говоря, живой литературный процесс XVII в. богат и многосложен, он не может быть сведен лишь к этим двум важнейшим направлениям искусства, а представляет собой процесс многообразного их взаимодействия, как и своеобразного восприятия предшествующей ренессансной традиции.           

_____________________________________________________________________________
   В XVII веке ренессансный реализм продолжил демократические традиции гуманистов Возрождения. Яркий представитель этого литературного направления в XVII столетии Лопе де Вега противопоставил унынию, пессимизму, отчаянию поэтов барочного направления неиссякаемую оптимистическую энергию своих великолепных комедий, полных солнца и жизненных сил. Лопе де Вега вместе с тем отбросил и “ученую” догму классицистической теории, ратуя за свободное вдохновение художника и близость его к массовому зрителю.
   Писатели, развивающие реалистическую традицию, насмешливо издевались над выспренними изысками маринистов, гонгористов, прециозников, над их “метафорами и варварскими антитезами, удивительнейшими фигурами, для коих не сыщется названий, и бесконечной галиматьей, способной загнать в тупик самый изворотливый ум”; они указывали при этом на простой народ, говоря, что “любая зеленщица” могла бы доказать “прелестным сочинителям”, что все их изыски суть “сплошные ошибки” (Шарль Сорель).
   Художники ренессансного реализма XVII века были верные жизнелюбивым идеалам, провозглашенным в великую эпоху Ренессанса. Однако у них уже не было того размаха и глубины мысли, того всеохватывающего взгляда на мир, который отличал создателей шедевров Ренессанса. Пожалуй, можно даже сказать об их известной поверхностности. Они избегали сложных проблем, не хотели ломать голову над извечными трагическими вопросами мира, которые волновали писателей барокко; их не привлекала и политико-психологическая проблематика писателей-классицистов. Гражданская патетика писателей-классицистов и космическая масштабность писателей барокко казались им одинаково чуждыми естеству. Они обратились к изображению жизни не мудрствующих лукаво людей с их повседневными житейскими делами, бедами, радостями, не выходящими за пределы обычного.
   Реализм этих писателей носил подчеркнуто приземленный характер. “Я расскажу вам без затей и не погрешая против истины несколько любовных историй, происшедших с людьми, которых нельзя назвать героями и героинями, ибо они не командуют армиями, не разрушают государств, а являются лишь обыкновенными людьми незнатного происхождения, идущими, не торопясь, по жизненному пути” (Фюретьер. “Мещанский роман”, 1666).
   Ренессансный реализм представляет в хрестоматии испанец Лопе де Вега, наиболее ярко выражающий эстетические принципы этого литературного направления. Его “Новое руководство к сочинению комедий” является своеобразным литературным манифестом поэта и в сущности эстетической программой всех авторов этого литературного направления. Главные пункты этой программы: 1) “правдиво рисовать нравы века”, 2) не подчиняться нормативной эстетике классицистов (“на шесть ключей законы запираю”, т.е. литературные предписания классицистов), 3) допускать “смесь возвышенного и смешного”, что категорически запрещалось классицистами, 4) избегать всего напыщенного и неясного в языке (“не нужны нарядные слова”). 


Комментариев нет: