Карта сайта

четверг, 4 октября 2012 г.

Тенденции развития межнациональных отношений в России



Вопрос 1. Понятия “народ”, “нация” и “национальность”.
Вопрос 2. Формирование многонационального состава РФ.. 5
Вопрос 3. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР. 7
Вопрос 4. Антисемитизм.. 9
Вопрос 5. Неонацизм.. 10
Вопрос 6. Этнические преступные группировки. 11
Вопрос 7. Концепция государственной национальной политики РФ.. 12

Введение

В многонациональном государстве, таком как Российская Федерация,  составной частью политических отношений являются отношения межнациональные. Государство регулирует отношения между нациями и народностями. Принципы, нормы, правила, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляют национальную политику. В каждой стране национальная политика имеет свои особенности.
Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия обитания наций, народностей. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос.
Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая.
За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. Наряду с компактно проживающими в том или ином регионе национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от положения национального большинства.
По существу после установления советской власти Россия перестала быть колониальной империей в классическом смысле этого понятия. Центр по отношению к окраинам проводил политику, которую нельзя определить однозначно: оказание им посильной помощи, в первую очередь экономической и культурной, с одной стороны, и унификация общественной жизни, игнорирование этнической и культурной специфики, с другой. Нельзя обойти молчанием и факты этнического геноцида и массовых репрессий по отношению к целым народам.
Данная тема представляется актуальной, потому что РФ является многонациональным государством, постоянно преодолевающим расовые предрассудки, шовинизм и ксенофобию. На сегодняшний день в России существуют как национальные общества и культурно-национальные объединения, так и националистические партии и неонацистские группы.
Цель данной реферативной работы -  показать эволюцию межнациональных отношений в России в контексте истории, отразить этапы формирования национальной политики и решения национального вопроса.






Вопрос 1. Понятия “народ”, “нация” и “национальность”.

Понятие «народ» многозначно. По крайней мере, у него есть два значения. Одно основано на гражданской общности и относится к понятию населения страны или территории  (народ России, россияне, сибирский народ и т.п.). Другое значение понятия «народ» определяет этнокультурные общности и является синонимом «этнической группы» или «национальности» (русские, татары, украинцы, чукчи и т. п.). [1]
Национальность — принадлежность индивида к определенной этнической группе.[2] В свою очередь, этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая био-социальная общность людей, обладающая общими чертами, особенностями культуры, психологии, языка, а также сознанием своей общности и своим самоназванием (этнонимом).
В этом смысле народ , как группа людей, члены которой разделяют общее название  и элементы культуры, обладают представлением (мифом) об общем происхождении и общей исторической памятью связывают себя с определённой территорией, обладают чувством солидарности. «Национальная принадлежность»- это личное дело каждого гражданина и какие-либо неравенства и дискриминация по этническому признаку недопустимы. Все граждане России, относят себя к большим или малым национальностям, расселённым компактно или дисперсно, только в России или за её, равны перед законом в своих правах на сохранение и развитие своей культуры и своей этнической принадлежности. Богатство и сила России заключена в её культурном многообразии. [3]
Нация -  это наделённое самосознанием сообщество людей с перекрывающейся культурной и политической самоидентификацией, исторически возникшей вследствие их привязанности к определённой территории. С одной стороны, это сообщество воображаемое: каждый его член несёт в себе его образ, представляет себе его границы, ощущает на себе его братские узы и убеждён в его верховной власти. Человек представляет свою жизнь как траекторию вдоль общего пути, параллельную жизням тысяч своих соотечественников, которых он никогда не видел и не увидит. При этом люди, составляющие нацию, объединены общими симпатиями, посвящают себя общей деятельности, желают находиться под одним правительством и желают, чтобы это правительство состояло из их представителей.
С другой стороны, корни большинства наций сосредоточены вокруг доминирующего этнического стрежня. Большинство членов нации разделяют общий образ жизни и испытывают привязанность к территории их совместного проживания с привычным и узнаваемым ландшафтом. Между тем, совместное проживание приводит со временем к появлению внешнего сходства и к формированию этнической группы, представители которой верят в их общее генеалогическое происхождение в силу схожей внешности, обычаев или исторических воспоминаний. Эта общность активно способствует национальной солидарности.
Однако национальное самосознание принципиально отличается от этнического, поскольку складывается в процессе осознания обществом своих интересов по отношению к государству, в то время как этническое самосознание состоит во взаимоотношении одной этнической общности с другими. Этнические группы также вообще говоря не привязаны к конкретной территории, тогда как нации не обязательно опираются на миф об общем генеалогическом происхождении.[4]

Вопрос 2. Формирование многонационального состава РФ

В России проживает более 100 народов и народностей (Приложение1), принадлежащих в основном к четырем языковым семьям: индоевропейской (87 % населения), алтайской (8 %), уральской (2 %) и северокавказской (2 %).
После распада СССР произошли серьезные изменения в размещении населения в связи с массовыми миграциями. Поэтому сейчас можно лишь приблизительно говорить о действительной численности каждого конкретного этноса. Крупнейшие народы России: русские (120 млн. чел.), татары (5,5), украинцы (4,4), чуваши (1,8), башкиры (1,3), белорусы (1,2), мордва (1,1 млн. чел.).
К настоящему времени преобладание русских на территории России сохранилось, а в связи с массовой эмиграцией русских из республик бывшего СССР может быть даже увеличилось, так как за пределами России проживало около 25 млн. чел., или 17% всех русских Советского Союза. Наибольшая диаспора проживала на Украине (11 млн. чел.) и в Казахстане (6,2 млн. чел.).
В советский период быстрые темпы урбанизации, миграционные процессы и рост числа межнациональных браков способствовали ассимиляции (поглощению одних народов другими) и интеграции народов. Многие народы стали использовать в качестве родного языка русский. Но в конце 1980-х гг. во многих регионах (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии) появились национальные движения, активно выступавшие за преобладание родного языка и культуры. В некоторых районах страны возникли конфликтные ситуации, в основе которых были национальные проблемы.
Расселение народов России XXI века – результат многовековых исторических процессов.
Целое тысячелетие, с IV по XIIв., восточнославянские племена расселялись в лесной и лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины, а тюркские народы (древние булгары, хазары, огузы, кипчаки,) – вдоль степного пояса Евразии. Славяне расселялись с запада на север, на восток и на юг, а тюрки быстрыми, сменявшими друг друга волнами продвигались в основном с востока на запад. Конечно, без военных столкновений между тюрками и славянами не обходилось. Во время перемирий между ними заключались союзы, игрались свадьбы, велась торговля.
Время с середины XIII века по 1480 г. известно с истории России как эпоха монгольского или татаро-монгольского, ига. В “золотоордынскую” эпоху сложились такие народы, как башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские и астраханские татары. Значительную роль в их формировании сыграли половцы; сами же половцы как народ перестали существовать. Тогда началось выделение русского народа. После распада Золотой Орды ее отдельные земли и ханства стало постепенно присоединять крепнувшее Русское государство. Со временем в его состав вошли мордва, татары, башкиры и др. Их знать часто принимала православие и вливалась в состав русского дворянства. У многих известных дворянских родов России не славянские корни. Так, князья Бековичи-Черкасские – черкесского происхождения, князья Тенишевы, Юсуповы – татарского.
Русское крестьянство расселялось чересполосное с местным населением; например во многих районных Поволжья русские, татарские, мордовские, чувашские села располагались вперемежку.
 К началу царствования Петра I (конец XVII в. ) территория России приобрела в целом очертания, соответствующие нынешним границам Российской федерации (но еще без Петербурга, Приморского края на Дальнем Востоке и земель горских народов Кавказа на юге). В XVIII - XIX вв. к Росси присоединились земли народов Балтии (литовцев, латышей, эстонцев), Белоруссии и Украины, Закавказья (грузин, армян, азербайджанцев) и Средней Азии (казахов, киргизов, туркмен, узбеков, таджиков). В дальнейшем многие из этих территорий стали союзными республиками СССР, а в 1991 г. обрели государственную самостоятельность. [5]
На формирования национального состава России повлияла иммиграция.
Иммиграция (от лат. immigro -  “вселяюсь”) – вселение, въезд в страну иностранцев на постоянное место жительство.
При советской власти въезд в страну и выезд за ее пределы государство взяло под строгий контроль. Убежище в новой России предоставлялось сначала только социалистам, покидавшим свою родину по политическим мотивам. В 1918 году это право получили все революционеры из мусульманских стран.
Большую часть иммигрантов составляли реэмигранты. В январе 1918 года правительство разрешило бывшим гражданам Российской империи, в том числе оказавшимся за рубежом в результате революции и гражданской войны, вернуться на родину.
На протяжении послевоенной истории СССР поддерживал дружественных ему иностранных лидеров и разделяющие курс страны политические организации. Статус политического беженца беспрепятственно предоставлялся деятелям зарубежных коммунистических партий в том случае, если им грозила опасность.
За 1992-1997 гг. страна приняла 5 млн. переселенцев из республик бывшего СССР. Пик был отмечен в 1994г., когда 1,2 млн. человек приехали на постоянное жительство в Россию. Здесь, несмотря на падение производства, появлялось много новых рабочих мест – в частных фирмах, торговле, строительстве. Это привлекало экономических мигрантов – людей, переезжающих в поисках более высокого заработка и лучших условий жизни. Перемещение в Россию является в конце XX столетия главным миграционным вектором на территории бывшего СССР. Только приток из Литвы, Латвии и Эстонии начал в конце XXв. Немного сокращаться, зато продолжает нарастать миграция из стран Закавказья, где не прекращаются вооруженные конфликты. В 1994 г. резко увеличилось число переселенцев из Узбекистана и Казахстана.
После распада СССР положение русскоязычного населения за пределами России осложнилось. Значительная часть современных мигрантов – беженцы и  вынужденные переселенцы, покидающие свои государства из-за войн или ущемления законных прав.
В 1990-1994 гг. из республик бывшего Советского Союза (за исключением Украины и Белоруссии) в Россию выехали 1,7 млн. человек (14% проживающих там русских). Доля выехавших из Закавказья составила 37%, из Таджикистана – 42%.[6]


Вопрос 3. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР. 

До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали многие межнациональные антипатии и трения, а также наблюдалось совершение преступлений на этой почве. Последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.
Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов. Нежелание изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в Эстонии или Молдове, но само его изучение было поставлено в ранг естественно необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального, открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения, профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к культуре всех народов СССР, а также к мировой культуре. Он выполнял и выполняет ту же функцию, которая выпала на долю английского языка в международном общении. Было бы кощунством забывать также и то, что окраины Союза, будучи более отсталыми, развивались за счет ущемления интересов народов Центральной России.
Все это, однако, не исключало формирования латентных этноконфликтных ситуаций, обусловленных ущербной национальной политикой Советской власти. Провозглашение большевиками привлекательного, но лукавого для того времени политического лозунга о праве наций на самоопределения повлекло за собой лавинообразный процесс суверенизации территорий. Еще в период гражданской войны было образовано 35 республик красных режимов и 37 - белых. Эта тенденция усилилась после победы большевиков. Однако ее полная реализация была невозможной. Да большевики и не собирались претворять ее в жизнь. Исходя из принципа “разделяй и властвуй”, они дали формальную самостоятельность в виде национального наименования территории лишь “опорным” нациям. Поэтому из более чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Причем “выдача” государственности осуществлялась странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране, согласно переписи населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит число эстонцев (6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы (2 039 тыс.) не имели никаких национальных образований.
Фиктивные федерализация и автономизация страны с четырьмя неравноправными уровнями национально - государственных и национально - административных образований (союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ) на волюнтаристски нарезанных территориях, на которых исторически проживали и другие народы, заложили под национальный вопрос в СССР мину замедленного действия. Последующие волевые изменения границ национальных образований и передача огромных территорий (например, Крыма) из одной республики в другую без учета исторических и этнических особенностей, депортация целых народов с родных земель и рассеяние их среди других национальностей, огромные миграционные потоки, связанные с массовым выселением людей по политическим мотивам, с великими стройками, освоением целины и другими процессами, окончательно перемешали народы СССР.
По переписи 1989 г. одних только русских проживает за пределами России 25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3 млн. русскоязычных представителей других народов. А сколько русских и русскоязычных граждан, находясь внутри России, со своими исконными землями были присоединены к территориям других национально - государственных образований или прибыли туда по какому - либо “призыву”, в которых они независимо от своей доли (в 9 республиках из 21 титульные народы не составляют большинства населения, а еще в 8 республиках число русских, украинцев и других нетитульных наций составляет от 30% и более) значатся в числе национальных меньшинств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей численности претендуют на исключительный контроль государственных институтов и собственности, нередко созданной руками “пришлых” народов и за счет общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде случаев русскоязычное население остается заложником националистических преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением в Чечне.
Таким образом, национальная политика, проводимая в многонациональном СССР и продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная еще Лениным с помощью формального принципа “право наций на самоопределение”, разрушила старороссийскую национально - территориальную систему и поставила во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и законными, в том числе национальными интересами, а отдельные нации с их особыми правами и особыми национально - властно - территориальными притязаниями, реализуемыми в ущерб другим народам, нередко веками проживающим на той же территории, в ущерб общепризнанным правам человека. Национально - культурная автономия, принятая во всем мире и позволяющая без причинения ущерба другим народам удовлетворять свои национально - культурные потребности в едином общеправовом пространстве, была отвергнута большевиками, скорее всего, неслучайно, ибо при таком решении вопроса труднее было управлять страной.
При целостности жестко централизованного и фактически унитарного Советского государства межнациональные отношения не вызывали особой тревоги. С одной стороны, человек любой национальности сознавал себя гражданином всего федерального пространства, с другой - партийные и государственные структуры твердо удерживали народы в рамках интернационализма. Даже отдельные националистические высказывания некоторых руководителей в союзных и автономных республиках беспощадно пресекались. Ослабление союзных “обручей “ в процессе начавшейся перестройки, гласности и суверенизации национально - территориальных образований обнажили многие пороки коммунистического режима, его национальной политики и актуализировали дремлющие межнациональные трения. Националистически настроенные и стремящиеся к власти и собственности группы во многих союзных и автономных республиках, в одночасье ставшие национальными героями, бросились объяснять все беды народные действиями союзных органов и эксплуататорским интернационализмом. И в этом была доля правды. Однако, как при любом массовом психозе, в межнациональных отношениях стали доминировать крайности.
Силой удержать межнациональные конфликты было уже невозможно, а опыта самостоятельных цивилизованных решений без участия сильного центра у народов не было. Не без помощи националистических экстремистов многим из них, мгновенно позабывшим реальную интернациональную помощь, стало казаться, что их скудная жизнь обусловлена тем, что именно они в ущерб себе “кормят” Центр и другие народы. Спустя некоторое время многие республики, “наглотавшись суверенитетов” (по выражению Н. Назарбаева), станут постепенно осознавать истинные причины своих бед, а в начале перестройки националистическая эйфория была доминирующей. Постепенный распад СССР спустил курок обвальным межнациональным конфликтам во многих союзных и автономных республиках. После легального распада СССР его территория стала зоной этнического бедствия.


Вопрос 4. Антисемитизм

Антисемитизм (устар. юдофобия) — разновидность ксенофобии, идеология враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе, проявляющаяся в преследовании, унижении, насилии, нагнетании вражды и неприязни, дискриминации и нанесении ущерба по отношению к личности, общественной группе или части населения, по признаку принадлежности к еврейскому народу или из-за еврейского этнического происхождения и/или религиозной принадлежности к иудаизму. В настоящее время слово обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, но не к другим народам семитской группы. [7]
В 2005 г. ООН приняла специальную резолюцию против антисемитизма, а Европейский Союз провёл в 2005 и 2006 гг. ряд мер, для борьбы с антисемитизмом в Европе.
Евреи в России появились в результате раздела Речи Посполитой в 1795 г. и присоединения к России территорий, на которых проживало большое количество евреев. Во время царствования Екатерины II (1762—1796 гг.) евреи обладали всеми правами наравне с другими народами. Во время правления внука Екатерины II Александра I (1801—1825 гг.) был учреждён специальный комитет для решения вопросов, связанных с жизнью евреев в России. В 1804 г. этот комитет выработал «Положение об устройстве евреев», в котором был провозглашён свободный доступ их к образованию в российских учебных заведениях и намечены были многообещающие меры по улучшению их хозяйственно-экономической деятельности. Однако, этим же «Положением…» была закреплена так называемая «черта оседлости», согласно которой евреи имели право проживать только в южных и западных районах Российской Империи. На практике, однако, этот закон о черте оседлости постоянно нарушался и к концу XIX-го века во многих великорусских городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других были крупные еврейские общины.
Ещё при том же Александре I были введены ограничения на торговую деятельность (в 1815-м, в 1821-м годах). Сильно ухудшилось положение евреев при преемнике Александра I-го НиколаеI. При нём в политике начали проявляться ассимиляционисткие тенденции. Однако, позже, при «царе-освободителе» Александре II множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины, — как было до этого.
Царствование Александра III-го с самого начала ознаменовалось погромами на юге России в 1881—1882 гг. Дальнейшая политика Александра III была отмечена определённым ужесточением по отношению к евреям. Начавшееся с 1882-го года ограничение приёма в некоторые высшие школы закончилось установлением в 1887 г. процентной нормы для евреев во всех средних и высших учебных заведениях. В 1891—1892 гг. состоялось изгнание из Москвы евреев-ремесленников и отставных солдат. Земским положением 1890 г. евреи вовсе устранены от участия в земских учреждениях. Городовым положением 1892 г. они лишены права участия в городском самоуправлении.
Впрочем, эта политика была весьма двойственной. Что касается первых погромов, никаких сведений об организации их властями нет, наоборот, их поддерживали именно антисамодержавные силы. Масштабы их были весьма незначительны; как пишет еврейский историк Гессен, исследовавший проблему, «в большинстве случаев беспорядки ограничились разгромом шинков», значительно реже бывало так, что «имущество евреев подвергалось разграблению, а в единичных случаях произошло и избиение». Гессен выяснил, что лишь в двух случаях дошло до гибели одного еврея, в то время как при подавлении погромов было убито 19 крестьян. Что же касается процентной нормы, то вне черты оседлости (и вне столиц) она составляла 5%, в то время как евреи на этой территории составляли лишь один процент населения. И соответственно, поступление евреям было облегчено в пять раз по сравнению с прочими национальностями.[8]
           

Вопрос 5. Неонацизм

Неонаци́змом обозначают следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Часто организации, в отношении которых термин используется, отрицают свою принадлежность к неонацизму; существуют и движения, открыто признающие себя «национал-социалистическими».
От исходного национал-социализма новые течения отличаются, иногда — терпимым отношением к евреям и сионизму. Многие неонацисты исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма, что отличается от имперских амбиций классического национал-социализма. В условиях медиакратии отменяется принцип фюрерства. Неонацисты обычно не афишируют своих лидеров, а в качестве символической личности используют Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности).
Среди российских  организаций: Национал Социалистическое Общество, Русское Национальное Единство, Русские неонацисты скинхэды.[9]  

Вопрос 6. Этнические преступные группировки.

Межнациональную нетерпимость в России усугубляет существование этнических преступных группировок. Этнические преступные группировки — объединения лиц по этническому признаку для осуществления преступной деятельности в определённой сфере общественной жизни, имеющая материальную, информационную базы, а также механизм защиты от социального контроля.
В СМИ, а также некоторыми специалистами употребляется также менее распространенный термин этническая преступность. Данное понятие не закреплено в законодательстве. Некоторые ученые считают, что такого понятия в чистом виде не существует.
В России существуют сложившиеся этнические преступные группировки. По официальным данным, на 2004 год в России существовало более двух тысяч преступных группировок, состоящих из людей одной этнической принадлежности, то есть сформированных на этнической основе. Преступления, совершённые членами этих группировок, составляли в 2004 году около 64 % от общего числа совершённых преступлений. Общая численность этих группировок составляет, по приблизительным оценкам, около 7500 человек. С 1998 года в инициативном порядке, а с 2001 года — официально в структуре департамента МВД по борьбе с организованной преступностью существуют подразделения по борьбе с этнической преступностью, то есть факт существования этнических преступных группировок юридически признан на уровне подзаконных актов РФ.
Согласно информации Главного управления исполнения наказаний, по числу совершенных преступлений в столице (до 70 %) лидируют украинцы, молдаване, выходцы из Азербайджана и Таджикистана. Выходцами с Северного Кавказа совершено 449 преступлений, из которых на долю чеченцев приходится 44 преступления.2 За 9 месяцев 2004 года в Москве было разработано и выявлено 516 преступных групп, всего около двух тысяч человек. На криминальном учёте в МВД состоят примерно 500 азербайджанцев и 300 чеченцев. Глава ГУВД Москвы в 2005 году сообщил, что правонарушители из Таджикистана и Узбекистана в основном занимаются наркобизнесом, из Грузии — квартирными кражами, из Казахстана — мошенничеством.
По сведениям аналитиков Департамента по борьбе с орг.преступностью МВД России в 2005 году наиболее значительными были проявления организованной преступности в таких этнических средах:
«Азербайджанские» ОПГ (их было около 30 в Москве в 2005 году) контролируют наркобизнес, занимаются мошенничеством с обменом валюты, угоном и перепродажей машин.«Армянские» ОПГ занимаются заказными убийствами, гостиничным и игорным бизнесом, а также разбойными нападениями с угоном машин и кражами. «Грузино-абхазские» ОПГ имели наибольшее число «воров в законе» и специализировались на грабежах, кражах, вымогательствах, разбоях, финансовых аферах. «Чеченская» преступная группировка не признаёт «воровских законов», характеризуется наибольшей сплочённостью и действует «беспредельно». Ее деятельность включает вымогательства, похищения людей, торговля оружием и наркотиками, контроль над банками, гостиницами, казино и развлекательными центрами, рынками. Эту ОПГ отличает наибольшая сплоченность.[10]
Вопрос 7. Концепция государственной национальной политики РФ
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации предполагает формирование и функционирование взвешенной и всесторонней системы мер государственного регулирования национальных отношений, направленных на создание оптимальных условий для социально–культурного развития народов и на предотвращение очагов межнациональной напряженности, на сохранение общности всех этносов России, укрепление единства и территориальной целостности государства.
            В настоящий момент ситуация характеризуется нарастанием внутренней напряженности, опасностью обострения старых конфликтов и возникновением новых очагов нестабильности. Имеется свыше 150 различных факторов, провоцирующих осложнение ситуации в межнациональных отношениях. Особую опасность представляет использование национального фактора в борьбе за передел собственности, ресурсов, в целом за политическую власть. Эта борьба обостряется во время проведения предвыборных кампаний. Действуют также и другие факторы в исторических, культурных, языковых, религиозных сферах.
            Показательно, что даже в относительно спокойных по уровню межнациональной напряженности регионах от 15 до 20 процентов опрошенных указывают на ущемление своих прав по национальному признаку. Нарастание межнациональных конфликтов несет в себе угрозу целостности Российской Федерации и ее национальной безопасности.
            Вместе с тем, наши наблюдения и результаты социологических исследований последнего времени показывают, что в российском многонациональном обществе сохраняются еще достаточно большой потенциал толерантности и взаимного доверия, стремление к сохранению единства российской государственности, единого Отечества. (см. Приложение 2)
В обществе растет понимание того, что национальная политика в таком государстве, как Россия, это – мощный и эффективный политико-государственный институт и инструмент по созданию и совершенствованию новых или обновленных федеративных отношений, по укреплению государства, усилению его регулирующей роли во всех сферах общественной жизни.
Принципиально важным положением Концепции явился вывод о необходимости введения в стране института национально–культурной автономии, принятия соответствующего федерального закона. Это решение открыло пути национально–культурного самоопределения народов России без ломки административных границ и создания замкнутых анклавов. Созданы 5 федеральных (украинская, немецкая, корейская, татарская, белорусская) автономий, свыше 40 региональных, около 300 местных автономий. Представители разных этносов, благодаря новому закону, получили возможность значительно ослабить фактор их территориальной разобщенности. Продуктивная работа в этом направлении развернута в Саратовской, Оренбургской, Новгородской, Пензенской, Тюменской областях, в Удмуртии, Кабардино-Балкарии, Республике Коми, Ямало-Ненецком и Ханты–Мансийском округах.
Большое значение имела ратификация Государственной Думой рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств, дополнения и изменения, внесенные в Закон “О языках народов Российской Федерации“. Миннацем России разработан законопроект “О гарантиях государственной целостности и механизме ответственности органов государственной власти и их должностных лиц“. Запланированы и ведутся разработки законопроектов “Об этнологической экспертизе“, “О порядке изменения конституционно–правового статуса субъекта Российской Федерации“, “О порядке предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов в Российской Федерации“, “О борьбе с национальным экстремизмом“. В республиках, округах, краях и областях в развитии Концепции была начата разработка и реализация региональных концепций национальной политики, учитывающих социально–экономические, этнические и демографические особенности каждого субъекта федерации. Разрабатывается проект Концепции государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Министерство анализирует и обобщает накопленный опыт, оказывает методическую помощь в подготовке и реализации их программ.
            В числе многих острых национальных проблем страны на одном из первых мест стоит проблема поддержки самобытного развития русской нации, ее самочувствия как самого многочисленного народа страны. Именно русский вопрос, его состояние определяет во многом главное содержание национальных отношений в России. Министерство начало подготовку к созданию Концепции государственной программы национально–культурного развития русского народа.
            Одной из наиболее актуальных проблем национальной политики следует считать преодоление существующих и предупреждение новых трагедий межнациональных конфликтов. Поэтому выработка мер по стабилизации обстановки на Северном Кавказе занимает особое место в работе Министерства. Для этих целей в конце января и начале февраля в Ессентуках и Сочи проведены северокавказские межнациональные совещания для согласования Концепции государственной национальной политики на Северной Кавказе и плана первоочередных мер по ее реализации, а также региональных программ социально–экономического развития северокавказского региона. Прошло совещание членов Совета безопасности по постконфликтному развитию Северной Осетии и Ингушетии, который взял этот вопрос под свой контроль. Кавказская политика Российской Федерации должна стать действенным инструментом в обеспечении межнационального согласия, мира, экономического прогресса, приумножения совместного культурно–исторического наследия народов России и Кавказа (Приложение3). С Кавказа начинается по–настоящему процесс интеграции России. И важно здесь снять накопившиеся противоречия и не допустить нового обострения конфликтов.
В настоящее время формируется механизм взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти, все активнее общественность участвует в процессе принятия решений, в том числе и по национальным вопросам. В соответствии с Концепцией государственной национальной политики создана Общероссийская общественная организация “Ассамблея народов России“, призванная стать консолидирующим центром для согласования интересов всех народов России, для организации постоянного диалога этнических групп с органами государственной власти. Проведен первый съезд Ассамблеи народов России. Ассамблея ориентирована на полномерное сотрудничество с органами власти.
            Вся история российского государства с начала его становления до наших дней свидетельствует о том, что многонациональность России – это не слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это не осталось красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа. И в первую очередь необходимо создать прочную правовую базу для демократической модели развития наций и межнациональных отношений.[11]
Астрахань и Астраханская область является одним из наиболее полиэтничных регионов Российской Федерации. На территории Астраханской области проживают представители более 130 этносов.
Основными этносоставляющими населения являются: русские – 70%, казахи – 14%, народы Кавказа (в совокупности) – более 8%, татары – 7% и далее - по убывающей.
Настроение в диаспорах находит свое отражение в деятельности 29 областных и 19 районных национально-культурных объединений. В настоящее время в области также осуществляют свою деятельность четыре областных общественных фонда ("им. Курмангазы", "Сабантуй", "Хаджи Тархан", "Традиция") и общественно-благотворительный фонд Сеит бабы и Букей хана. Образована и осуществляет свою деятельность (с октября 1997 года) немецкая областная национально-культурная автономия "Айнхайт".
Приоритетными в работе сотрудников органов исполнительной власти оставались следующие основополагающие аспекты обеспечения стабильности в полиэтничном регионе, каким является Астраханская область:
- гарантии прав личности вне зависимости от национальной принадлежности при удовлетворении специфических интересов представителей этносов;
- сохранение самобытности национальных культур, их уникальной ценности и неповторимости;
- развитие родных языков и свобода выбора языка;
- поддержка национальных средств массовой информации и издание печатной продукции на родных языках;
- поддержание стабильности и межэтнической гармонии с учетом интересов всех граждан, проживающих в области.
Эффективным и действенным совещательным органом, способным оказывать реальное влияние на состояние межэтнической ситуации в целом, стал Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области, образованный в соответствии с постановлением Губернатора области от 26.09.2005г. № 576. На первом заседании Этноконфессионального совета, было рассмотрено предложение о разработке концепции государственно-общественного соуправления. Подобная форма работы в межэтнической сфере являет собой пример конструктивного диалога власти и населения области как действенного демократического института в деле формирования гражданского сознания астраханского социума.
Необходимо отметить прогрессирующую тенденцию вовлечения молодежи и студенчества в этнокультурные и этнополитические процессы.
Состоялись мероприятия, инициаторами которых были студенты астраханских вузов из числа этнической молодежи. Необходимо заметить, что благодаря системной и направляющей работе сотрудников администрации Губернатора в молодежной среде наметилась тенденция проведения различных мероприятий совместными усилиями представителей нескольких молодежных секций национальных объединений.
Тенденция к единению молодежных секций и клубов НКО области действительно становится преобладающей. Молодым астраханцам присуще взаимное возрастное тяготение. Кроме того, позиция невмешательства со стороны "взрослого" руководства обществ, а также "деликатно направляющая" роль органов власти всех уровней позволяет контролировать данный процесс, сублимировать его в общее гражданское русло. Нарабатывается и анализируется опыт работы в данном направлении. Очевидно, что молодежь ищет предмет приложения своих сил, талантов, пробует новые формы и методы взаимодействия. Идет процесс создания новых молодежных объединений этнического толка.
Этнокультурный аспект жизнедеятельности национальных сообществ развивается в соответствии с уставными обязательствами и традиционно сложившимися устоями. Организация национальных праздников на территории Астраханской области является частью стратегического курса администрации Губернатора и Правительства Астраханской области, проводимой национальной политики в регионе, способствующей удовлетворению не только специфических этнокультурных потребностей той или иной этносоставляющей, но и направленной на дальнейшую консолидацию астраханцев в единое гражданское общество, интеграцию в него всех жителей вне зависимости от национальной принадлежности. Проводимая национальная политика способствует укреплению взаимопонимания, сохранению национальных традиций, а также поддержанию мира и стабильности в регионе. [12]

Заключение


Мы рассмотрели каким образом сформировался многонациональный состав России и проследили общие тенденции межнациональных отношений. При таком полиэтническом составе населения несомненно наличие межнациональных конфликтов, но многовековое соседство представителей различных национальностей сделало саму нацию более толерантной.
Тенденции, по сравнению с состоянием национальной политики страны в конце XX века, прогрессируют в сторону потепления межнациональных отношений внутри РФ. Государство обеспечивает сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур.
Хотя существуют прецеденты, указывающие на наличие фактов национальных предрассудков и шовинизма, Россия остается самым терпимым государством в плане межнациональных отношений.


[1] http://edinay-russia.narod.ru/toppage2.htm - проект “Дружная семья Многонациональная Единая Россия”
[2] http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии
[3] http://edinay-russia.narod.ru/toppage2.htm - проект “Дружная семья Многонациональная Единая Россия”
[4] Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
[5] Сергей Арутюнов От первобытных племён до современных народов.  –  М..: Аванта +, 2001
[6]  Павел Полян Иммиграция. Кто и когда приезжал в Россию. –  М..: Аванта +, 2001
[7] Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. А.В. Смирнова, Ю.М. Филиппова, Э.С. Загашвили, И. Окуневой. - М.: Праксис, 2004г.
[8] http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии

[9] http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии

[10] http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии
[11] Отчет структурных подразделений Министерства национальной политики по состоянию на 18.03.1999 года.

[12] Отчет управления по внутренней политике об итогах социально-экономического развития Астраханской области в 2005-2006 годах


Комментариев нет: