Карта сайта

четверг, 7 февраля 2013 г.

Литературный антифашизм Эжена Ионеско

Беранже (Жану). И никакой я не азиат. Кстати сказать, азиаты такие же люди, как все...
Официантка. Ясно, азиаты такие же люди, как вы и я...
Эжен Ионеско "Носорог"
 "НОСОРОГ-РОГ-РОГ ИДЁТ" "Носорог" - удивительная пьеса. И не только потому, что эстетический абсурдизм интересен сам по себе.
Эжен Ионеско написал пьесу, читая которую, видишь не просто слова а как всегда? куча слов и ноль смысла, за которыми ничего нет. В голове читателя рождается целый мир; перед глазами - будто голливудский блок-бастер со спецэффектами. Любой не лишенный воображения человек может смела сказать - читать хорошую литературу гораздо интереснее, чем смотреть быдлоящик кино по телевизору. В принципе, если глубоко не копать, то вполне сойдет за фантастическую пьесу про массовую эпидемию неизвестной загадочной болезни. Но произведение имеет ценность не только с литературной точки зрения, но и с политический. Это протест против "модной" идеологии, против "стадного чувства" и, самое главное, ПРОТИВ НАЦИЗМА. Пьеса предостерегает общество, в котором индивидуум рискует превратиться в представителя парнокопытных.

Эжен Ионеско о своей пьесе (Фрагменты статей)
… «Носорог», конечно, антифашистская пьеса, но это еще и пьеса, направленная против всех видов коллективной истерии и против тех эпидемий, что рядятся в одежки различных идей и разумности… Сторонники всех доктрин, как справа, так и слева, упрекали автора за то, что он изменил интеллектуалам, сделав своего главного героя этаким простаком… Я хотел только показать всю бессмыслицу этих ужасных идеологических систем, то, к чему они приводят, как они заражают людей, облапошивают их, а потом загоняют в рабство».
… «Собственно говоря, моя пьеса – даже не сатира: она достаточно объективное описание процесса роста фанатизма, зарождения тоталитаризма, который усиливает свое влияние в мире, распространяется все шире, завоевывает все большие пространства, преображая мир целиком и полностью, в чем и заключается суть тоталитаризма. Пьеса должна прослеживать и обозначать этапы такого феномена».
… «Лично я опасаюсь идеологий, которые вот уже лет тридцать только и делают, что насаждают оносороживание, только и делают, что с помощью философии порождают в людях коллективную истерию, жертвой которой время от времени оказываются целые народы. Разве не идеологи изобрели нацизм?».
… «Меня поражает успех этой пьесы. А понимают ли ее люди так, как следует? Распознают ли в ней тот чудовищный феномен омассовления, о котором я веду речь? А главное, все ли они являются личностями, обладают душой, единственной и неповторимой?»

ОБ АВТОРЕ Эжен Ионеско - французский драматург, один из ведущих представителей нелогичной, трагикомеческой драмы "театра абсурда", основоположник эстетического течения абсурдизма. Родился Ионеско 26 ноября 1909 года в Румынии. Родители ребёнком увезли его в Париж и первым его языком стал французский. В Румынию семья вернулась, когда сын был уже подростком. Он поступил в Бухарестский университет, готовясь стать преподавателем французского языка. В начале литературной деятельности Ионеско писал стихи на румынском и французском языках, а также сочинил дерзкий памфлет "Нет". Памфлет был выдержан в нигилистическом духе дадаистов и, демонстрируя единство противоположностей, вначале осуждал, а затем превозносил трёх румынских писателей. В 1939 году Ионеско защищает в Сорбоне докторскую диссертацию "О мотивах страха и смерти во французской поэзии Бодлера". С 1970 года член Французской Академии. Умер в Париже 28 марта 1994 года. ЧТО Я ОБ ЭТОМ ДУМАЮ Понять сразу действительно очень сложно. Мне удалось постигнуть все равно нихуя не понял замысел автора лишь после того, как я сперва прочитал саму пьесу, а потом биографию Ионеско, его статью о "Носороге", всевозможные рецензии и даже рецензии на отечественную постановку спектакля. Сразу вспомнились АнтиFA местного разлива тупое необразованное быдло. Думаю в качестве настольной книги лучше иметь "Носорога", чем "План Путина". Уж куда полезнее. По крайней мере это поможет тем, кто бьется с дискриминацией и шовинизмом в наши, понять чего же они сами хотят: чтобы "зараза" сама взяла и испарилась или же чтобы люди осознанно начали "прививаться" от неё. P.S. Пьеса написана в 58-м году, то есть в самый канун всемирного шестидесятничества, потянувшегося к свободе всерьез и надолго. В Германии она шла тысячи раз – это понятно, потому что немцы хотели стряхнуть с себя свастику. А в СССР и в Китае маоцзэдуновском «Носороги» не шли, не могли идти, были запрещены, ибо носорожьи режимы не могли допустить внутри себя ничего человечного. Сейчас мы, конечно, более свободны, но желание – массовое! – оскотиниться и жить в стаде у нас остается.

Автор эссе http://vk.com/porno_kritik




Комментариев нет: