Эстетика — наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.
Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен.
Термин происходит от греческого слова aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.
Термин происходит от греческого слова aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.
Эстетические взгляды И.Кант изложил в Критике способности суждения, где рассмотрел эстетику как часть философии. Он подробно разработал важнейшие проблемы эстетики: учение о вкусе, основные эстетические категории, учение о гении, понятие искусства и его отношения к природе, классификацию видов искусства. Кант объясняет природу эстетического суждения, которое отлично от логического суждения. Эстетическое суждение является суждением вкуса, логическое имеет своей целью поиск истины. Особым видом эстетического суждения вкуса является прекрасное. Философ выделяет несколько моментов в восприятии прекрасного. Во-первых, это бескорыстность эстетического чувства, которое сводится к чистому любованию предметом. Второй особенностью прекрасного является то, что оно есть предмет всеобщего любования без помощи категории рассудка. Он также вводит в свою эстетику понятие «целесообразность без цели». По его мнению, красота, являясь формой целесообразности предмета, должна восприниматься без представления о какой-либо цели.
Проблемы эстетики занимали важное место в философии Г.Гегеля. Систематическое изложение гегелевской эстетической теории содержится в его Лекциях по эстетике (изданы в 1835-1836). Эстетика Гегеля — это теория искусства. Он определяет искусство как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии — в форме представления, в философии — понятия. Красота искусства выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Гегель отмечал, что эстетическое отношение всегда антропоморфно, красота всегда человечна. Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы. Он пишет о трех формах искусства: символической (Восток), классической (античность), романтической (христианство).
Предмет эстетики
Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.
В процессе развития усложнялся и обогащался предмет эстетики. В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства; теология оказывала существенное влияние на средневековую эстетику, служившую одним из инструментов познания Бога; в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости.
Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т. е. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа.
Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества.
Эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства. Предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.
Категории эстетики
Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое».
Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное».
Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой.
Возвышенное — то, что эту меру превышает.
Трагическое — то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели.
Комическое — то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом.
В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы — безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
Эстетический вкус - форма эстетического сознания, которая объединяет в себе эстетическое чувство и идеал.
В нем отражается связь человека с природой и социальным миром. С одной стороны эстетический вкус заключается в способности высказывать суждение об эстетических достоинствах предметов и явлений природы и общества, продуктов материального и духовного производства, с другой - в выражении переживания, благодаря чему реализуется субъективное начало личности, ее индивидуальная неповторимость.
Это рационально-эмоциональное освоение деятельности. Руссо: “Вкус есть только способность судить о том, что нравится или не нравится небольшому кол-ву людей”.
Кант: “Вкус - способность суждения, связь духовного мира с окружающим”.
Вкус - способность воспринимать и верно оценивать.
Вкус - система развития, система традиций.
Эстетика сюрреализма.
Одним из наиболее сильных и влиятельных в 20 веке стало направление
сюрреализма, возникшее как развитие на художественно – эстетической почве
идей интуитивизма, фрейдизма, а также художественных находок дадаизма и
метафизической живописи, в первую очередь. Сюрреализм возник во Франции и
достаточно быстро распространился по всему миру. Своими предшественниками в
истории искусства сюрреалисты считали в первую очередь немецких романтиков,
поэтов 19 века Рембо и Лотремона, ближайшем предтечами Апполинера,
создателя метафизической живописи Дж. Де Кирико.
Эстетика сюрреализма была изложена в «Манифестах сюрреализма» А.
Бреттона и в ряде других программных сочинений. Сюрреалисты призывали к
освобождению человеческого «Я», человеческого духа от оков сциентизма,
логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики,
понимаемых ими как «уродливые» поражения буржуазной цивилизации,
закрепостившей их с помощью творческого человека. Подлинные истины бытия,
по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного и искусство
призвано вывести их оттуда, выразить их в произведениях. Художник должен
опираться на любой опыт бессознательного выражения духа – сновидения,
галлюцинации, бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста,
мистические видения; «с помощью линий.
Два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и
запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно
опирались сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое
письмо помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или
зрительных образов.
Эстетика и художественная практика сюрреализма находится под
влиянием интуитивизма Анри Бергсона, философии Вильгельма Дильтея и
особенно фрейдизма. Сюрреализм – художественное воплощение агностицизма: он
исходит из того, что художника окружают непознаваемые «вещи в себе», а за
реальными явлениями стоит некая сверхреальность. Самым дальним своим историческим предшественником сюрреалисты считают Босха. Более близкие художественные истоки сюрреализма восходят к романтизму вообще и к немецкому романтизму в особенности, где всегда жила тяга к необыкновенному и иррациональному.
Художник, согласно сюрреалистической эстетике, вправе не считаться с
реальностью. Произведение – мир, внутри которого поэт – Бог – творец.
Искусство снимает покровы с действительности, творит вторую, «истинную»
действительность – сюрреальность.
Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном
искусстве первой половины 20 века. В нем наиболее полно и остро в
художественной форме выразилось ощущение эпохи как глобального переходного
этапа от классического искусства последних двух – трех тысячелетий к чему –
то принципиально иному.
Глоссарий
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети 19 - начала 20 веков.
Импрессионизм утверждает изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений; добивается живой достоверности изображения.
фр.Impression - впечатление
Ирония - (от греч . eironeia - притворство),..1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения...2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его...3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма. ;
Кубизм - авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.
Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой:
- конструирование объемной формы на плоскости;
- выявление простых устойчивых геометрических форм;
- разложение сложных форм на простые.
фр.Сube - куб
Модернизм - направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:
- разрывом с историческим опытом художественного творчества;
- стремлением утвердить новые начала искусства;
- условностью стиля;
- непрерывным обновлением художественных форм.
Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт.
Постмодернизм - совокупность структурно сходных явлений в общественной жизни и культуре индустриально развитых стран 20-21 веков.
В архитектуре и изобразительных искусствах 1970-1980 годов для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсеналов разных эпох, регионов и субкультур.
Сарказм - (греч . sarkasmos, от sarkazo, букв. - рву мясо), язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого: "Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву".
Сатира - (лат . satira) 1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной "смеховой" культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр и литературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье.2) В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал).
Сюрреализм - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах.
Опираясь на учение З.Фрейда, сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях, автоматических действиях.
Общими особенностями искусства сюрреализма являются: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость и изменчивость образов. фр.Surrealisme - сверхреализм
Эстетическое - категория эстетики, анализирующая эмоциональные, духовные отношения человека ко всем предметам и явлениям общественной жизни.
греч.Aisthetikos – чувственный
Эстетический вкус - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия:
- воспринимать и оценивать различные эстетические объекты;
- отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности.
Эстетический вкус развивается через опыт общения с прекрасным.
Юмор - (англ . humour), особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комичную трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от "разрушительного смеха", сатиры и "смеха превосходства" (в т. ч. иронии), в юморе под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание "чудака", что обеспечивает юмору более целостное отображение существа явления. Личностная (субъективная) и "двуликая" природа юмора объясняет его становление в эпоху Позднего Возрождения и дальнейшее освоение и осмысление в эпоху романтизма (Жан Поль). Главные представители в литературе: Сервантес, Л. Стерн, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Твен. ;
Комментариев нет:
Отправить комментарий