Юлия Тимошенко, бывший премьер-министр Украины, лидер Блока Юлии Тимошенко, один из руководителей "оранжевой революции ".
С 2004 года политическая фортуна Тимошенко постоянно изменялась Вспомним, какую репутацию имела Юлия Тимошенко до того, как она стала премьер-министром Украины. Средства массовой информации называли ее «газовой принцессой» и обвиняли ее в связках с расхитителем государственных средств П. Лазаренко.
В построении новой репутации Юлии Тимошенко искусное использование средств массовой информации сыграло очень важную роль
В 2005 году особенно часто Юлия Тимошенко использовала информационные поводы в работе с лидерами мнений. Стратегия строилась на оценке стереотипов аудитории, представлении о политике. В итоге можно выделить несколько информационных поводов в средствах массовой информации с привлечением референтных групп и лидеров мнений.
1. Интервью с известным украинским модельером, клиенткой которой является Юлия Тимошенко. Статья была опубликована в журнале «Корреспондент» 19 февраля 2005 года. Модельер Анна Гасе подчеркивает: «Тимошенко чувствует, что и когда нужно одеть, когда сделать акцент на цвете – когда на деталях. В душе она модельер». Популярный украинский модельер, эксперт в области моды для тысяч женщин в Украине, рассказывая о хорошем вкусе Тимошенко, с помощью своего авторитета повышает авторитет Тимошенко в глазах женщин;
2. Освещение в СМИ поддержки Тимошенко со стороны таких украинских звезд эстрады – «Океан Ельзи», «В.В.» и певица Руслана и т.д.;
3. В статье «Девушка с характером» интервью с ее первой учительницей: «Юля очень хорошо готовит, а однажды даже приготовила просто невероятно вкусный чернослив с орехами. А еще запомнилась ее комната и ее муж – Саша», – рассказывает учительница. Очевидно, что в статье подчеркиваются такие характеристики Тимошенко, как трудолюбие и принадлежность к «простому народу».
4. Юлия Тимошенко предлагает вместе со спортсменами, олимпийскими чемпионами Украины из фигурного катания, стать на коньки всему правительству. Она использует популярность и позитивную репутациею спортсменов. Ее целевая аудитория – молодежь и те, кто интересуется спортом.
В результате удачных, постепенных информационных поводов, репутация представление Тимошенко, в украинских СМИ стала лучше. Другими также стали названия статей в изданиях: «На службе у Родины», «Эволюция Юлии Тимошенко: от миллиардера к миссии», «Люди президента». На протяжении 2005 реку была сформирована новая репутация Юлии Тимошенко и разработана система информационной поддержки этой репутации. Ситуация изменилась также и на международном уровне. В апреле 2005 года всемирно известно издание «Индепендент» (Лондон), написало: «Да и кто не захочет срочно приехать в такую страну, которой руководит такая женщина, как Юлия Тимошенко – человек с которой считается Джордж Буш: она никого не боится, в том числе Владимира Путина, даже если CNN и BBC утверждают обратное».
Юлии Тимошенко во многом способствует ее яркий визуальный образ.
О золотой косе Юлии Тимошенко говорят не меньше, чем о ее роли в политике современной Украины. По мнению аналитиков американского издания New-York Times, коса Тимошенко – осознанный инструмент политической манипуляции, превративший ее в фигуру много более значимую, чем простой кандидат.
Начать хотя бы с того, что коса, традиционная украинская прическа, символизирует приверженность Юлии своей стране и намерение действовать самостоятельно и исключительно во благо Украины. Это своего рода попытка создать контраст с другими кандидатами, которые ориентируются на Запад или же на Россию.
Далее закрученная на голове коса немного напоминает ореол святых, что также невольно способствует росту ее популярности, в первую очередь среди простых людей. Дабы подчеркнуть свою "святость".
Тимошенко последнее время отдает предпочтение исключительно светлым тонам в одежде. На людях экс-премьер всегда прекрасно выглядит: она подтянута и энергична.
Основополагающая имиджа политика-это личностные качества. Юлия Тимошенко демонстрирует:
- смелость и решительность. Еще в школе у нее была такая характеристика: «Отличается дерзким нравом». Тимошенко из тех, кто в состоянии стресса дерется с ожесточением, несмотря на потери. Политолог Виктор Небоженко какое-то время работал с лидером БЮТ. Он отмечает, что Тимошенко как бы доставляет удовольствие противостояние с сильным противником. «Я наблюдал ее в ситуациях, когда, казалось, выхода нет, - вспоминает он. - Тимошенко говорили: мы проиграли, нужно идти на переговоры. А она шла ва-банк. Среди украинских политиков по силе духа ей равных нет».
-личную скромность лидера. Первое, что приходит в голову в рамках такой характеристики – это ряд репортажей в Интернете об аскетическом образе жизни Юлии Владимировны. Она много лет живет на чужой даче, которую якобы недорого снимает у друзей, в доме Тимошенко кухня, гостиная и всего две спальни. В гостиной – изодранный любимым лабрадором ковер, в опочивальне самой Юлии Владимировны – кровать, туалетный столик и стул.
-харизму и способность демонстрировать убежденность.
«В Украине не было столь яркого общественного деятеля в течение 15 лет, - считает Погребинский. Народ воспринимает все, что она говорит и делает за чистую монету, не пытаясь разобраться в истине».
-отточенные навыки коммуникации. «Она относится к той категории людей, которые схватывают все на лету. Да и в политику она уже пришла состоявшимся человеком. Таким людям не надо объяснять многие азбучные вещи, им нужно только задать направление, идею – она во многом «сам себе режиссер».
Все PR ходы, а также положительные стороны образа Юлии Тимошенко были использованы на последних президентских выборах в Украине. Однако не смотря на то, что ее образ выгодно отличался от образа Виктора Януковича, Тимошенко проиграла на выборах, так как политический имидж не влияет на работу политика.
Ангела Меркель, канцлер ФРГ
«Что делает Ангела Меркель со старыми вещами?» - спрашивалось в анекдоте 2005 года, когда фрау Меркель стала канцлером Германии. Ответ: «Она их носит». Пресса, как и сатирические телепрограммы того времени, не упускали случая пошутить по поводу слишком делового и не слишком женственного образа нового бундесканцлера. За четыре года образ Меркель сильно изменился, ее популярность укрепилась. Она, кажется, с легкостью добивается того, чего не могли достичь ее предшественники. Политологи стали говорить о «феномене Меркель». Одним из объяснений успеха является ее имидж. И это при том, что вопрос имиджа немецкое общество обычно не интересует.
В отличие от англосаксонских стран и России имидж политика в Германии обсуждается редко. О политике и политиках, конечно, спорят, но больше говорят о политических позициях или конкретных действиях. В биографиях политических деятелей если и затрагивается тема личной харизмы или внешнего вида, то, как правило, без внимательного обращения к тому, как эта харизма или этот вид создаются.
Под имиджем принято понимать целенаправленно сформированный образ, оказывающий эмоционально-психологическое воздействие и устойчиво воспроизводящийся в массовом сознании. Образ есть у каждого, а вот имидж бывает лишь у того, чей образ подвергается сознательному конструированию. Считается, что в политике обойтись без имиджа почти невозможно. И даже если анализ немецких СМИ может поставить данное утверждение под вопрос, значение имиджа для продвижения по вертикали власти от этого не уменьшится. Немецкие политики в этом не исключение.
Согласно опросам, большинство немцев считает Ангелу Меркель компетентным и сильным политиком. Хотя мало кто сможет объяснить, чем отличаются ее политические взгляды от политики конкурентов. Меркель отвечает представлениям немцев о «правильном» канцлере -- последовательном и прогнозируемом. И при этом остается неуязвимой и необъяснимой. Соперники признают, что выпады против Ангелы Меркель почти невозможны: вызывать ее на конфронтацию -- все равно, что бороться с собственной тенью. В этом ей помогает умение давать короткие, иногда сухие, но ироничные комментарии, устраивающие всех и в то же время закрывающие не нужную ей дискуссию. Она редко возражает напрямую, вместо «но» чаще использует «вместе с тем» или «а также».
Жизнь предыдущего канцлера Герхарда Шредера активно обсуждалась и журналистами, и обществом. О личной жизни Ангелы Меркель известно мало: ей 55 лет, не имеет детей, любит писать эсэмэски, готовить блюда традиционной немецкой кухни. Она выращивает помидоры и не занимается спортом. Нынешний и второй муж Ангелы Меркель - Йоахим Зауэр работает профессором теоретической химии в Берлинском университете и редко сопровождает супругу на официальных мероприятиях.
Внешний вид Ангелы Меркель постепенно модифицировался. Прическа «под горшок», отсутствие объема и блеска волос, старомодные костюмы - это осталось в прошлом. Укладка стала более модной, волосы более объемными, обувь теперь не просто удобна, но и более элегантна. В 2008 году на приеме в Осло ее вечерний туалет с неожиданным декольте преподнес самую влиятельную женщину мира не только как чиновника, но и как леди. У нее появилась собственная стилистка, об имидже заботится и ее пресс-секретарь. Тем не менее имидж Ангелы Меркель остается деловым и скромным. Ее пример -это замечательная иллюстрация к правилу имиджмейкинга, утверждающему, что одежда и внешний вид политика должны отражать его политические позиции, соответствовать ситуации и тому коммуникационному посланию, которое этот политик несет обществу.
Внешние изменения можно проследить не только в одежде или прическе; движения Меркель стали уверенными, скованность в жестикуляции исчезла, порой наигранная ранее улыбка стала естественной. Неизменным остается демонстрируемое безразличие канцлера к внешнему виду. Только работающие в ее окружении знают, как неравнодушно относится она к свом фотографиям в прессе. Фотографам не рекомендовано делать снимки канцлера в профиль и снизу. Известен случай, когда канцлер сама прогнала папарацци, снимавшего ее с оптически невыгодной позиции. Однажды она на встрече с народом лично отодвинула в сторону полицейских, создававших фотографам не совсем демократичный фон.
Образ Ангелы Меркель в немецком обществе и СМИ, хотя и не яркий, но гармоничный и вполне законченный. Она не любит помпезности, проживает в том же доме в центре Берлина, в котором жила и до избрания канцлером. В отличие от своего предшественника Герхарда Шредера (канцлера в 1998-2005 годах) не проявляет склонностей к дорогим вещам или деликатесам. Отличается от предшественника и отношением к журналистам. Она подчеркнуто дистанцирована и не допускает панибратства. Не спорит и не доказывает, а поясняет и разъясняет. Она умело использует неформальное общение с прессой, осторожно подсказывая полезные для себя темы. А если публикации ей не понравились, оставляет за собой право на критические, даже язвительные комментарии. Отношения Меркель и СМИ отличают ее не только от предшественников, но и от коллег из стран Евросоюза. Пусть эти отношения и лишены эмоций, симпатий, они эффективны и транслируют обществу тот имидж, который и объясняет ее успех.
Ангелу Меркель иногда теперь сравнивают с Гельмутом Колем (бундесканцлер в 1982-1998 годах) или Маргарет Тэтчер (премьер Великобритании в 1979-1990 годах). Но ее имидж - своего рода феномен, в основе которого - отсутствие яркого образа и некоторое единство противоречий. В массовом сознании она вышла за рамки лидера христианских демократов и стала своего рода матерью (по иным высказыванием - бабушкой) нации. Так что независимо от исхода этих выборов имидж Меркель стал новой моделью для политтехнологов. Этот имидж, конечно же, может быть скопирован. Но для успешности такого копирования нужна будет подходящая политическая система, соответствующий менталитет и аналогичная ситуация, в которой лучший образ - отсутствие такового.
Комментариев нет:
Отправить комментарий