Вопрос о типах политической
культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне
социально-экономического, политического и культурного развития стран, их
исторических традиций, следствием чего является многообразие политических
культур народов, наций, социальных общностей, личностей. Существуют различные
способы классификации политических культур.
В основе марксистского подхода к классификации политических культур находится то положение, что существующие в рамках одного и того же типа общества политические культуры имеют общие существенные черты. Соответственно этому выделяются типы политических культур рабовладельческого, феодального и буржуазного общества.
В основе марксистского подхода к классификации политических культур находится то положение, что существующие в рамках одного и того же типа общества политические культуры имеют общие существенные черты. Соответственно этому выделяются типы политических культур рабовладельческого, феодального и буржуазного общества.
Наиболее разработанную классификацию политических культур
на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр. По его мнению,
рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной
политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти
и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа
политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую
ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В
буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры:
демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью
граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в
качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть,
ограничивающую демократические права и свободы граждан.
На Западе широкую известность получила типологизация
политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г.
Олмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических
культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации
людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования
политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех
«чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных типов
политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются
патриархальная, подданническая и активистская (гражданская) политические
культуры.
Патриархальная, или приходская, политическая культура
присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки
своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное
отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным
властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к
центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими
нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой
политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских
племенах.
Подданническая политическая культура отличается сильной
ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты
деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой
системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование
специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное
или позитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От
центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.
Активистская, или гражданская, политическая культура
характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на
активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры
заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в
том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К
власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям
и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки,
принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа
политической культуры его принято называть также культурой участия.
Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще
три вида политической культуры: патриархально-подданническая,
подданническо-активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешанные
типы политической культуры, по мнению Олмонда и Вербы, преобладают в истории
различных обществ.
В любом обществе наряду с политической культурой существуют
различные политические субкультуры. В литературе субкультура рассматривается,
как совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от
ориентации, доминирующих в данном обществе. Речь идет об особенностях
политических культур различных социально-демографических и профессиональных
групп. Так, различают политическую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции,
творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую,
этническую субкультуру и т. д. Особенности каждой из подобных политических
субкультур обусловлены различиями положения общественных групп в экономической
и социальной структуре общества, а также этническими, расовыми, религиозными,
образовательными, половозрастными и другими особенностями.
Наличие в обществе множества политических субкультур может
оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Иногда
отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, что
могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности
общества способствует единство его политической культуры. Видимо, нереальной
является задача преодоления множественности политических субкультур. Однако
можно и следует стремиться к совместимости между различными субкультурами, к
согласию всех социальных групп по коренным вопросам жизни общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий