Карта сайта

четверг, 4 октября 2012 г.

Особенности политической социализации в России


     В СССР категория «политическая социализация» стала применяться одновременно с институционализацией политологии и развитием политической социологии(с 1989 г.). В 70-80-е годы исследователи использовали понятия «коммунистическое воспитание», «политическая культура», «политическое формирование личности», «классовое воспитание», в рамках которых разрабатывались как микро-, так и макроусловия процесса социализации молодежи в политике.
     Социализация же других социально-демографических категорий населения рассматривалась фрагментарно.
     Говоря об исследованиях политической социализации молодежи в 70-80-х гг. в СССР, нельзя, разумеется, недооценивать издержки сугубо апологетической трактовки проблемы. В исследованиях гипертрофировалась общественная функция многих идеологических догм и псевдотеорий, в том числе схоластические характеристики и пропагандистские эталоны советской молодежи, ее идеалов и жизненных целей, надуманные критерии ее воспитания.
     В 90-е годы уже постсоветской России термин «политическая социализация» вошел прежде всего в учебники и учебные пособия по политологии. Процесс политической социализации молодежи, правда, фрагментарно, в общем контексте социализации стал предметом рассмотрения в ряде философских, политологических и педагогических работ.
     Построение в России гражданского общества невозможно без формирования демократической модели политической культуры гражданина, без выработки активной жизненной позиции, без осознания своей сопричастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций. Учеными разных стран немало сделано по изучению процесса освоения людьми политических ориентаций и образцов поведения, т. е. по изучению процесса политической социализации. Термин "политическая социализация" впервые был введен в 1959 году американским ученым Г. Хайменом и в дальнейшем получил устойчивое распространение в научном лексиконе.
     До 90-х годов XX века в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволявшая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности начиная с семьи и кончая взрослой жизнью. Все институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, КПСС) представляли собой механизмы единой системы политического воспитания.
     Однако, несмотря на возможности всеобщего контроля за процессом социализации, приобретение черт политической субъективности определенными социальными группами происходило на отличных от коммунизма либеральных ценностях. К таким группам можно отнести часть творческой интеллигенции, достаточно многочисленные группы работников внутренней и внешней торговли, дипломатов и т. д. Крушение политической монополии КПСС и коммунистической идеологии в начале 90-х годов прошлого века привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Российское общество вступило в переходное состояние, когда:
 • старая система ценностей оказалась дискредитированной (хотя на нее еще ориентировались значительные группы населения);
• либеральные политические ценности еще не востребованы широкими слоями общества;
• прежние агенты политической социализации стали исповедовать различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные.
     Отсутствие целостной системы политической социализации личности привело к тому, что их политические позиции стали обуславливаться не влиянием лидеров, газет, телевидения, партий, а собственным экономическим положением. Поэтому наиболее мощным фактором в этих условиях оказываются конкретные экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение индивида. Следовательно, общества, переходящие от тоталитаризма к демократии, характеризуются противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации:
• демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур;
• нарастают политическая апатия, отчуждение, неверие - как реакция переживающего психологическую перестройку индивидуального и массового сознания на падение жизненного уровня, крушение идеалов.
     В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. Именно это наблюдалось в России в 90-е годы. В стране, в которой одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокой коррозии базовые ценности. Обнищание значительной части населения, ослабление законности и правопорядка, рост преступности, произвол и коррупция чиновников в значительной степени подрывают уважение граждан к существующим политическим институтам и лидерам. Увеличивался разрыв между гражданами и государством, между разными группами населения, наконец, между поколениями россиян.
    В советской России в условиях однопартийности действовал жесткий идеологический контроль, осуществлялось однонаправленное политическое образование. Шло формирование авторитарного подданнического сознания, а политическое участие граждан носило в значительной степени ритуальный характер. Утратила ключевое положение в воспитании нового поколения семья. Социализирующие функции были в значительной степени переданы специализированным институтам воспитания и образования (детские дошкольные учреждения, школы, интернаты, пионерские лагеря и т. д.).
     "Любовь к родине начинается с семьи",- отмечал английский философ Ф. Бэкон. В России семья как социальный институт переживала в 90-е годы нелегкие времена - передача от поколения к поколению социально-политического опыта, основных норм и ценностей в переходное время протекает особенно болезненно. Среди представителей среднего и старшего поколения преобладали прежние ценностно-политические ориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения, что неизбежно вступало в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения.
    В 90-е годы шел напряженный поиск оптимальной модели взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Не удивительно, что вокруг проекта закона РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" летом 1997 года развернулась острая дискуссия. В стране на десятилетия была практически утрачена живая традиция массовой религиозной деятельности. Останавливаться на советской модели взаимоотношения государства и церкви не было необходимости.
      В России остро стоял вопрос о необходимости выработки действенной формы солидарности граждан страны независимо от их происхождения и положения. Многонациональный характер Российского государства сложился исторически. В этой связи представляется важной и перспективной трактовка российской надэтнической общности как согражданства и разработка национально-государственной доктрины. Она призвана объединить граждан страны и определить основные ориентиры общественного развития. Однако ряд общественных деятелей и ученых выступает против самой идеи создания национально-государственной доктрины.
    Россия пережила процесс смены национально-государственной символики, возрождения старых традиций и церемоний. Умелое использование политической символики придает эмоциональный накал восприятию политических знаний, постижению исторических свершений, пробуждает в гражданах чувство гордости за свое Отечество.
    Чрезвычайно актуальна сегодня в России проблема использования СМИ. Недостаток достоверной информации ведет к отчуждению власти от общества и не способствует формированию гражданских качеств личности. СМИ часто уделяют большее внимание отрицательным явлениям (неудачи лидеров, скандалы и т. д.), что формирует негативное отношение к политике и политикам, вызывает нездоровый скептицизм, нигилизм.
    В связи с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в России, существует проблема ресоциализации - весьма острая проблема. И обусловлено это, прежде всего, тем, что, как отмечают политические психологи Л. Я. Гозман и Е. Б. Шестопал, ресоциализация "предполагает не просто освоение новых социальных ниш, а переучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности". При этом ресоциализация проходит с большими затруднениями. Каждая возрастная группа требует своего подхода. Кроме того, немало проблем возникает в силу идеологических причин. Новые демократические ценности, приобретя официальный статус, должным образом не систематизированы и не передаются адекватно от политической системы к личности.
    Цель процесса политической социализации: она должна обеспечить бесперебойное функционирование политической системы при смене поколений в политике и способствовать становлению гражданина, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры и готов сам принимать решения по важнейшим вопросам.


Комментариев нет: