Этногенез
(от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс
сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Этногенез представляет
собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить
включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и
выделение новых этнических групп.
В этнографии
различают два исторических типа этногенеза:
Этногенез,
имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и
приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.
Этногенез
современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером
такого этногенеза в наше время могут считаться США, где в одном «котле» варятся
представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы,
Палестины, арабского мира вообще, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая и Японии,
потомки африканских рабов и испано-индейского населения Латинской Америки).
Этногенез
характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов —
консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов
и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).
В ходе
этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых
природных условиях и других причин, формируются специфические для нового этноса
черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических
характеристик, отличающие его от иных (в том числе соседствующих) этносов. У
членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в
котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним
проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним (например,
американцы или заявленная, но не состоявшаяся, новая общность «советских
людей»).
При изучении
этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук — этнографии, антропологии,
археологии, сравнительного языкознания.
Оригинальная пассионарная теория этногенеза, в которой
этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом
Гумилёвым.
Пассиона́рная
тео́рия этногене́за — историческая и этнологическая теория, описывающая исторический процесс, как взаимодействие
развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Разработана Львом
Гумилёвым.
Определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько
видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные
процессы этногенеза и взаимодействия этносов.
Пассионарная теория этногенеза во время создания встречала
непонимание советской официальной науки и ещё не является общепризнанной.
Этнические системы
Этнические
системы являются одновременно:
биологически
обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам,
формой
приспособления людей к ландшафту,
взаимно
комплиментарными группами людей, осознающих своё единство и
противопоставляющих
себя другим этническим системам,
группами
людей со сходным стереотипом поведения,
группами
людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю,
устойчивыми
эволюционирующими системами,
иерархическими
структурами.
Этнические
системы, в общем случае, не являются следующими единствами:
языковыми;
религиозными;
культурными;
юридическими;
хотя и могут ими быть.
Различаются
следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической
иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является
результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации
системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и
включает в себя системы более низкого.
Суперэтнос
Самая крупная
этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип
поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к
фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский,
мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая
система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены
этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с
ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык,
политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно
называется национальным характером. Пример: русские.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому
ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы,
казаки.
Этническая
системе более высокого порядка обычно существует дольше, чем системы более
низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.
Пассионарность
В широком смысле,
пассиона́рность, — наследуемая
количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы
индивидов) потреблять и перерабатывать энергию.
Уровни пассионарности
Базовая классификация:
Пассионарность выше нормы («пассионарность» в
узком смысле) проявляется в поведении, как предприимчивость, готовность нести
жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой
ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак.
Пассионарность на уровне нормы
(гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать в равновесии с
окружающей средой.
Пассионарность ниже нормы (субпассионарность)
означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству.
Подробная классификация:
Л.Н. Гумилёв была предложена и более тонкая классификация по
признаку пассионарности, включающую девять её уровней.
1. Высший —
шестой, жертвенный, человек без колебаний готов пожертвовать собственной
жизнью. Примерами таких личностей являются Ян Гус, Жанна Д'Арк, протопоп
Аввакум, Александр Македонский, аятолла Хомейни.
2. Несколько ниже
лежит пятый уровень — стремление к идеалу победы — человек вполне готов
рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную
смерть неспособен. Это патриарх Никон, Иосиф Сталин и др.
3. То же самое,
но в меньшем масштабе, проявляется на четвёртом уровне — стремление к идеалу
успеха. Примеры — Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов, С. Ю. Витте. Это уровни
перегрева, акматической фазы (четвёртый уровень — переходный).
4. Ниже идут
уровни, наиболее характерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания и
красоты и ниже (то, что Л.Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но
действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо — это все крупные учёные,
художники, писатели. музыканты, и т. д.
5. Для выхода из
фазы надлома характерен второй уровень — поиск удачи с риском для жизни. Это
искатель счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник,
ещё способный рискнуть жизнью.
6. Со снижением
пассионарности на смену им приходят другие — пассионарии, стремящиеся к
благоустройству без риска для жизни. Большинство современных западных (не
русских!) миллиардеров наверняка относятся к этому типу.
7. Ещё ниже стоит
обыватель — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту.
Это нулевой уровень. Количественно он преобладает почти во всех фазах
этногенеза (кроме обскурации), но лишь в инерцию и гомеостаз является
определяющим в поведении этноса.
При дальнейшем
снижении пассионарности приходят люди с отрицательными её значениями — субпассионарии. Они бывают двух уровней:
1-го и 2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия, приспособление к
ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с их взаимоистреблением и
давлением внешних причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё
гармоничники.
Л.Н. Гумилёв
неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со
способностями личности, силой воли, и т. д. Может быть умный обыватель и
довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник»,
равно, как и наооборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга.
Также, пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как
темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака,
а конкретное проявление определяется внешними условиями.
Пассионарные толчки
Время от времени
происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные
толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200
км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько
тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность
внеземными процессами. Л.Н. Гумилев описывает 9 пассионарных толчков, но в
связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака, Вьетнама,
Чечни и. т. д. в XIX-XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке,
произошедшем в конце XVIII столетия. Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину)
проводят его по линии Япония - Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М.
Хохловым) - по вертикальной линии, проходящей через Чечню.
Начальные условия этногенеза
Началом этногенеза является
формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению
популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события
необходимо совпадение следующих условий:
нахождение
территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф
пассионарности в место начала этногенеза;
сочетание
двух или более ландшафтов на территории;
присутствие
двух или более этносов на территории.
Протекание
этногенеза
Типичный
этногенез состоит из следующих стадий:
Срок
|
Название
|
Примечания
|
0 лет
|
Толчо́к или дрейф
|
Как правило, не отражён в истории.
|
0—150 лет
|
Инкубацио́нный пери́од
|
Рост пассионарности. Отражён только в мифах.
|
150—450 лет
|
Подъём
|
Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой
борьбой и медленным расширением территории.
|
450—600 лет
|
Акмати́ческая фа́за, или перегре́в
|
Колебания пассионарности около максимума, превосходящего
оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.
|
600—750 лет
|
Надло́м
|
Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол
этнической единицы.
|
750—1000 лет
|
Инерцио́нная фа́за
|
Медленный спад пассионарности на уровне около
оптимального. Общее процветание.
|
1000—1150 лет
|
Обскура́ция
|
Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.
|
1150—1300 лет
|
Аго́ния
|
Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый
распад.
|
1150 лет—неопределённо долго
|
Гомеоста́з
|
Существование в равновесии со средой.
|
Взаимодействие этносов
Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их
уровнем пассионарности, комплимента́рностью
(отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий