Карта сайта

суббота, 20 октября 2012 г.

Пример программы социологического исследования на тему «Цели образования и самореализация с помощью образования»



Цель исследования:
Главной целью моего исследования является изучение отношения молодежи к получению образования.



Проблема исследования:
- Возможна ли самореализация личности с помощью образования

Проблема заключается в том  что выпускники высших учебных заведений не находят работу по своей специальности. Существенной социальной проблемой в последние 10 лет является молодежная безработица. Статисти¬ческие данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 г. она составляла 35,5%, в 1995 г. — 41%, в 1997 г. — 35% (всего безработных на начало 1997 г. насчитывалось около 7 млн человек). В 2000 г. уро¬вень безработицы стабилизировался. Однако проблема молодежной безработицы остается актуальной в жизни молодых людей по¬следних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». Исследования показали, что боятся стать без¬работными в будущем более 70 % опрошенных.
Вторая  проблема — падает социальная ценность тру¬да, престиж ряда важных для общества профессий. Последние ис¬следования свидетельствуют, что молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько ма¬териально выгодным. «Высокая зарплата» — вот что оказалось ре¬шающим при выборе места работы для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% — из числа 24-летних и 64,4% — 31-летних.
Таким образом, социологи и социальные психологи обнаруживают обострение проблем, связанных с существованием и развитием такой социальной группы как молодежь. Поэтому я считаю, что прикладное исследование по проблеме самореализации молодежи с помощью образования является актуальным.



Предмет исследования:
Не только наши, но и результаты международных исследова¬ний подтверждают, что молодые люди становятся все более наце¬ленными на материальный успех. Так происходит в США, Анг¬лии, Швеции, России и других странах. В последние годы наблю¬дается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких как стремление к самовыражению или необходимость творчества, ре¬ализация способностей или желаний.
Сегодняшняя молодежь не стремится в космонавты или физи¬ки. Она предпочитает другую работу. В 1996 г. более 2 млн 600 тыс. человек являлись «челноками»; 483 тыс. бывших спортсменов, в том числе 20-летних, молодых и перспективных, трудились ох-ранниками в коммерческих структурах; 400 тыс. — в игорном и лотерейном бизнесе.
На шкале профессионального престижа, по данным ученых Института молодежи, первые 10 мест занимают: юрист (8,0), вла¬делец коммерческого банка (7,9), врач (7,1), профессор в вузе (7,0), менеджер (6,9), журналист (6,6), бухгалтер (6,6), владелец магазина (6,4), телохранитель (5,9), криминальный «авторитет» и школьный учитель (5,2). Последние три места занимают: рабочий на предприятии (3,9), тракторист (3,6), инженер (4,5). Крими¬нальный «авторитет» ценится выше профессии милиционера, а профессия телохранителя — выше офицера ВС, депутата, послед¬ние — выше инженера, научного работника, рабочего и тракто¬риста. По данным опроса МГУ, в иерархии качеств, которым от¬дается предпочтение, «быть образованным, духовно богатым че¬ловеком» занимает в сознании 17-летних 10-е место (из 15), а у 24-летних — 12-е.

Студентов высшего образования в астраханской области около 30 тыс. данные являются примерными т.к. нет статистических данных по количеству студентов в городе.
В моем социологическом исследовании мы рассматриваем студентов высших учебных заведений г. Астрахани учащихся на 3-5 курсах.  

 


Операция с понятиями:

Система образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; * сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; * органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Лит.: Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 8.
Образовательное учреждение
Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.
Система высшего образования
Система высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего

Институт
Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. Лит.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г.
Университет
Университет - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Лит.

Социология образования

– дисциплинарная область социологии, объединяющая теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Основа социологии образования была заложена в функционалисткой традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. Образование для Э.Дюркгейма является способом, с помощью которого общество воспроизводит условия своего существования. Р.Н.Абрамов
Самореализация – осуществление возможностей развития "Я". Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление. Наиболее близкими к понятию "самореализация" являются понятия "самоактуализация" и "самоосуществление". Понятие "самоактуализация", как правило, описывается в психологической литературе со ссылкой на работы А. Маслоу. В зарубежных психологических и философских словарях термин "самоосуществление" (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.
Л.А.Коростылева предлагает следующее определение: самореализация – это осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.
Средний класс - класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Средний класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Различают старый средний класс и новый средний класс.
Новый средний класс - не владеющие средствами производства и живущие за счет продажи своего труда служащие, управляющие, инженеры, профессиональные работники умственного труда и др.
Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из  среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, что подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до -22 лет (когда рабочая молодежь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы приводят к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражены мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична реалистична. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.

Гипотеза
Исходя из анализа литературы – результатов прикладных исследований и монографий – можно определить исследовательскую гипотезу следующим образом:  при формирование целей получения образования молодежь выбирает не самореализацию (развитие своих творческих способностей, формирование навыков исследовательской работы и т.п.), а рассматривает получение диплома о высшем образование как базу для получения высокооплачиваемой работы, и, как следствие, будущее материальное благополучие.  



Методика исследования
Основным методом моей социологической работы является метод «анкетирования» и при написание теоретической части был использован метод «анализ документов»

 Анкетирование
Анкетирование — самый распространенный в социологии ме¬тод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или ти¬пографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопро¬сы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что
обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям ис¬следования и служит получению только такой информации, ко¬торая проверяет гипотезы.
Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Выборочное обследование
Такое обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она собой представляет? Это — уменьшенная копия генеральной совокуп¬ности.
Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупно¬стью называют множество людей, которых социолог опрашивает.
Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, ре¬шают математические методы.
Социолог не имеет права опрашивать специально подобран¬ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеют вероятностный механизм отбора, специальные ма¬тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек¬тивность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.
Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (гене¬ральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхож¬дение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.
Ошибка репрезентативности намеренно допускается очень редко. Чаще она возникает из-за того, что социологу неизвестна струк¬тура генеральной совокупности: распределение людей по возрас¬ту, профессии, доходам и т.д.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 8.
2. Р.Н.Абрамов. Социология. М. 1998 г.
3. Кравченко. Основы социологии и политологии.
4. http://management.edu.ru/

Анкета
Уважаемый участник опроса!
Здравствуйте, я студент 4 – го курса, специальности «Менеджмент организации» Бабарыкин Андрей. Я провожу социологическое исследование по предмету «Прикладная социология» на тему: «Цели образования и самореализация с помощью образования».
Меня,  интересует, как изменения в обществе отражаются в Вашей жизни. Как влияет изменение общественных условий на развитие личности? Что изменилось в облике молодого поколения. Исследование поможет дать ответы на эти и другие актуальные вопросы.
Результаты исследования послужат исключительно научным целям. Полученные от Вас сведения останутся анонимными. Участие в опросе добровольное, но чем больше человек будет опрошено, тем надежнее окажутся результаты исследования.
Пожалуйста, внимательно прочтите поставленные вопросы и выскажите свое мнение. Нам важны любые мнения! Мы заинтересованы в Вашей искренности.
Заранее благодарим за участие!

1. Почему вы решили поступить в университет?
• Хотел (а) бы работать по выбранной специальности
• Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности
• Мне посоветовали родители, знакомые
• Проще поступить по сравнению с другими вузами;
• Просто нужен диплом о высшем образовании;
• Было все равно куда поступать;
• Не смог (ла) поступить в другой вуз;
• Другое___________________________________________________________________

2. Как вы думаете, сейчас выбрали тот же вариант ответа на первый вопрос
•  Да
• Если «нет» то укажите то какой _________________________________________________
3. Оправдались ли Ваши ожидания в выборе университета, если «Да», то в какой мере?
• Полностью   • Частично  • Не оправдались   •  Трудно сказать
4. Работаете или работали вы по специальности во время обучения?
• Да                                    • Нет

5. Какой деятельностью вы в будущем хотите заниматься?
•  Работа по найму, по специальности указанной в дипломе
•  Предпринимательской деятельностью
•  Научной
•  Преподавание
6. Где и кем работаете в настоящее время?
________________________________________________________________________

• Не работаю
7. Кем бы вы хотели бы работать в будущем?
_______________________________________________________________________________________

8. Если бы вы снова поступали в Вуз, то выбрали бы туже самую специальность?
• Да              • Нет            • Не знаю

9. Учиться в моем Вузе очень интересно?
• Да          • Нет               • Не знаю

10. Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития?
• Да            • Нет          • Неуверен               • Затрудняюсь ответить
11.  Некоторые студенты считают, что Обучение в вузе очень скучное и однообразное
• Согласен • Не согласен • Неуверен         • Затрудняюсь ответить
12. Некоторые студенты считают, что Учиться в университете трудно, вы с этим согласны
• Согласен • Не согласен • Неуверен         • Затрудняюсь ответить
13. Вы согласны с высказыванием «Мои профессиональные перспективы по специальности я оцениваю как хорошие»
• Согласен • Не согласен • Неуверен         • Затрудняюсь ответить

14. Что было для Вас особенно важным при выборе специальности?
•        Получение профессиональной квалификации
Возможность трудоустройства
Высокие доходы в будущем
Хорошие возможности для дальнейшего профессионального роста
Творческая и интересная деятельность
Изучение нового, расширение своего кругозора
Советы родителей, учителей и знакомых
Наличие знакомых, уже обучающихся по этой специальности
Мне было все равно, где учиться
Возможность насладиться студенческой жизнью
Просто необходимость высшего образования
Престиж вуза, в который я поступил

15. Достаточно ли у Вас сейчас свободного времени, чтобы реализовать свои интересы?
• Да    • Нет
16. Если у Вас мало свободного времени, то с чем это связано?
•        Учеба отнимает много времени
Приходится подрабатывать, работать
Другое. Что именно?________________________________________________________________

17. Если у Вас есть свободное время, то где Вы проводите его чаще, дома или вне дома?
• Обычно дома
• Обычно вне дома  
• Трудно сказать

18. Как Вы проводите свое свободное время дома?  
•        Читаю книги по специальности
Ничего не делаю
Приглашаю в гости друзей и знакомых
Слушаю музыку
Читаю газеты и журналы
Смотрю телевизор, видео
Выполняю различную работу по дому, помогаю родителям
Занимаюсь своей внешностью
Отсыпаюсь
Играю в компьютерные игры
Читаю художественную литературу
Занимаюсь домашними животными
Пью пиво
•        Другое ______________________________________________

19.  Укажите свой курс _________________
Аналитическая часть
Мною была разработана анкета, в анкетирование принимали участие студенты астраханского филиала московского государственного университета экономики статистики и информатики. Всего респондентов в количестве 50 человек, различных специальностей:
- менеджмент организации;
- прикладная информатика в экономике;
- финансы и кредит;
- бухгалтерский учет;
В анкетирование принимали студенту 3 курса, 4 курса и 5 курса.
В процентном соотношении курсы были представлены так:
3 курс – 30%
4 курс – 30%
5 курс – 40%
Респондентам было представлено 19 вопросов.
По результатам анкетирования на вопрос:«Почему вы решили поступить в университет?», респонденты выбрали такие ответы:

Хотел (а) бы работать по выбранной специальности   48%
Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности 36%
Мне посоветовали родители, знакомые 20%
Проще поступить по сравнению с другими вузами 8%
Просто нужен диплом о высшем образовании 10%
Было все равно куда поступать 4%
Не смог (ла) поступить в другой вуз 2%
Другое 2%

     
По этим данным видно, что одним из главных факторов  при поступлении в Вуз,  практически у половины респондентов является дальнейшее трудоустройство по выбранной специальности (48%), а 36% порошенных респондентов ответили, что хотели бы получить знания по выбранной специальности. Мотивация внешнего характера – по совету родителей и знакомых представлена у 20% опрошенных. Таким образом, первичная мотивация, связанная с осознанным выбором поступления на факультет ради приобретения профессии и получения знаний по специальности, выражена более чем у половины опрошенных.  
После этого последовал вопрос: «выбрали тот же вариант ответа на первый вопрос если бы поступали в данный момент». Подавляющее число респондентов выбрали положительный  вариант ответа (98%), это показывает, что студенты не разочаровались в специальности, вузе, и т.п. и только 2% опрошенных ответили, что они разочаровались в выбранной специальности.
На вопрос «Оправдались ли Ваши ожидания в выборе университета», респонденты отреагировали положительно: полностью оправдали ожидания у 34%  опрошенных, частично у 58 % опрошенных и только 6% опрошенных ответили,  что не оправдались. Для более чем половины опрошенных ожидания реализованы частично, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования учебного процесса и работы со студентами.
На вопрос «Работаете или работали вы по специальности во время обучения?», 32% опрошенных ответили, что работали и 68% ответили, что не работали. Это показывает, что третья часть студентов имеет практический опыт работы по специальности,  а больше половины студентов вообще не работали.
Дальнейший анализ показал, что интерес к будущей работе для студентов связан, прежде всего,  работай по найму, по специальности (58%) и предпринимательской деятельностью (58%).  Научной деятельностью – 2 процента, преподавание -  8 процентов опрошенных.
А на вопрос «Где и кем вы работаете?»,  74% опрошенных ответили, что в данный момент они не работают,  а работающими себя назвали 36% студентов, среди профессий, которые представлены в списке, чаще всего встречаются экономисты 6%), бухгалтера, преподавателями и кредитные эксперты (4%), по 2% работают предпринимателями, дизайнерами, риэлтерами, администраторами и операторами сотовой связи.
В то же время более 20 % опрошенных студентов не знают, кем будут работать после окончания университета, 22% желали бы работать менеджерами в экономической сфере,  а не которые хотели бы попробовать себя в предпринимательской деятельности  20% опрошенных и 14% хотели бы быть банкирами.
 На следующем этапе оценивалась отношение к вузу и специальности в целом.
На вопрос «Если вы снова поступали в Вуз, то выбрали вы ту же специальность» , 64 процента опрошенных ответили да, 22% что нет, и не знают 6% респондентов, это показывает, что  студентов в целом устраивает выбранная специальностью.
На вопрос «Учится в моем вузе интересно», 68%  считают что интересно, 26% не знают, и только 6 % сказали что не интересно, это говорит  о том что моральная атмосфера очень положительна. И это подтвердили ответы на следующий вопрос «Некоторые студенты считают, что Обучение в вузе очень скучное и однообразное», 72 % не согласны с этим с высказыванием,  14% согласны, 8% не уверены и 4% затрудняются ответить.
А вот на вопрос «Считают ли студенты обучение в вузе трудным» 60% респондентов ответили что не считают обучение трудным, согласились с этим 22% респондентов,  7% не уверены и 4% затрудняются ответить.
На вопрос «мои профессиональные перспективы по специальности я оцениваю как хорошие», половина респондентов согласились с этим (52%),  не согласились с этим всего лишь 6% опрошенных, 22% не уверены и 20% затруднились, ответь. Это показывает, что 52% респондентов в дальнейшем смогут свои знания, полученные в вузе применить на практике, но практически половина или не уверены, или затрудняются ответить это говорит о том, что знания не помогут им в будущем.
    На вопрос «что было для особо важным при выборе специальности»,  60% ответили, что выбрали специальность для получения профессиональной квалификации, так же 60% респондентов ответили, что из за  «возможные доходы в будущем», на втором месте 44% хорошие возможности для дальнейшего профессионального роста, на третьем месте 42% изучение нового, расширение своего кругозора, на четвертом месте 40%  возможность трудоустройства по специальности, на пятом месте творческая и интересная деятельность (34%), на шестом месте возможность насладится студенческой жизнью (16%), седьмое место поделили три ответа, наличие знакомых, уже обучающихся по этой специальности, просто необходимо высшее образование, престиж вуза, в который я поступил по 10%, на восьмом месте советы, родителей, учителей, знакомых 4%, и на девятом месте мне было все равно где учится 2%. Из этого следует, что больше половины студентов выбирают специальность из за высоких доходов в будущем по этой специальности получение профессиональной квалификации.

На вопрос «достаточно у вас свободного времени, что бы реализовать свои интересы», 68% респондентов ответили, то у них достаточно времени для реализации своих интересов, и только 32% ответили, что недостаточно времени.
В то же время нехватка времени из за того, что учеба отнимает много времени ответили 32% опрошенных, 30% респондентов ответили, что из за работы, и другое ответили 10% опрошенных.
Вопрос «Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития»
68% считает что «да», 16% не уверены, 14% затрудняются ответить и только 2 % считают что «нет
Свободное время респонденты проводят вне дома 50% опрошенных, 30% респондентов свободное время проводят дома, и трудно сказать ответили 20% респондентов. Из это следует у респондентов очень много свободного времени для самореализации, но они им не пользуются.
На вопрос, как вы проводите свободное время 58% респондентов ответили, что они слушают музыку, 52% смотрят телевизор и видео, 50% выполняют различную работу по дому, 32% читают газеты и книги, 30% отдыхают с друзьями, 26% отсыпаются и играют в компьютерные игры, 22% занимаются своей внешностью и читают художественную литературу и читают книги по специальности, 14% пьют пиво, 6% ничего не делают, занимаются домашними животными. Из этих ответов респонденты мало времени уделяют для саморазвития т.к. в свободное время большинство респондентов смотрят телевизор, слушают музыку, отдыхают с друзьями и занимаются своей внешностью и всего лишь 22% респондентов читаю книги по специальности.

Вывод
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что студенты при поступлении в вуз и выборе специальности ориентируются на ее престижность, дальнейшее трудоустройство по специальности, и мало уделяют времени для самореализации, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.
В результате исследования обнаружена закономерность. На вопрос «Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития» 68% ответили что «да», но в результате дальнейшего исследования, при наличии большого свободного времени студенты не используют его для саморазвития, а слушаю музыку и т.п., и только 22% респондентов занимаются по специальности в свободное время.




2 комментария:

Анонимный комментирует...

Привет, я просто хочу сказать всем, что я получил ссуду в размере 1000000,00 долларов от инвестиционной программы ссуды мистера Бена и на 100% законный контакт по электронной почте: 247officedept@gmail.com или напишите ему на WhatsApp + 1-989-394-3740 . если вы ищете 100% финансирование по низкой ставке 2% взамен.

Радомир Эра комментирует...

Если у вас были финансовые проблемы, то вам пора улыбнуться. Вам нужно только связаться с г-ном Бенджамином и сообщить сумму, которую вы хотите взять в долг с низкой ставкой 2% рентабельности инвестиций, и период платежа, который вам подходит, и вы получите кредит в течение трех рабочих дней. Я только что в шестой раз воспользовался ссудой в 700 тысяч долларов сроком на 180 месяцев с возможностью выплаты до истечения срока. Г-н Бенджамин помогал мне с ссудой. Свяжитесь с ним, и вы увидите, что он очень честный человек с добрым сердцем. Его электронная почта 247officedept@gmail.com, а его номер телефона WhatApp: + 1-989-394 -3740.