Борьба с троллями, комментирование материалов - это все оборона, должно быть и наступление, т.е написание полноценных материалов патриотической направленности. О том, как писать, какие правила соблюдать, чтобы ваш материал был интересным, - в 3-й лекции Николая
Добрый вечер! Сегодня у нас третье занятие. Первые два мы посвятили обороне, если говорить военным языком. Мы говорили о том, что такое тролли, кто такие пропагандисты, которые в интернете пытаются изменить наше отношение к истории, к происходящему вокруг, какие методы манипуляции они используют. Все это – методы обороны. Сегодня хотелось бы поговорить о методах нападения.
Нападение в интернете – это, безусловно, ведение своего ресурса, написание материалов, размещение их, то есть то, что сегодня называют модным словом «блогер», «блогинг», «ведение блога».
Мне достаточно сложно рассказывать о том, как вести блог, потому что все-таки я пришел к написанию материалов в интернете через написание книг. То есть формат совершенно другой: это большой объем, это последовательная возможность высказывать определенные идеи, но тем не менее, на своем опыте я убедился, что даже в каком-то маленьком формате можно соблюсти все необходимые требования, которые, на мой взгляд, следует применять к написанию книги. В любом случае, написание блога или книги очень индивидуально, поэтому я сегодня изложу свою собственную, возможно, далеко не универсальную модель, как это нужно делать.
Все начинается с названия. В нашем варианте это, конечно же, концепция. Концепция блога – это то, о чем вы хотите рассказывать людям. В книге это название материала. В блоге, на мой взгляд, необходимо выстроить некий идейный стержень. Не то, чтобы рассказывать все время об одном и том же, но придерживаться четкой позиции, которую вы раз за разом раскрываете, более широко освещаете и доносите до своих читателей. Мне представляется, что блоги, где все построено по принципу «Что вижу, то пою», значительно менее эффективны. Возможно, они даже находятся в рейтинговых топах, но все-таки, на мой взгляд, количество читателей таких ресурсов все равно в итоге будет меньше. А эффект понимания и донесения мыслей через такие ресурсы будет более низким. Поэтому первое, с чем нужно определиться – о чем вы рассказываете. Если вы решили открыть страничку в интернете для того, чтобы рассказывать о славных победах русского оружия или рассказывать о памятных датах, которые с этим связаны, то это должно быть отражено а названии, концепции, возможно, даже в оформлении вашего блога. Но самое главное: концепция должна быть одна. Отсутствие концепции значительно хуже, чем присутствие не самой лучшей концепции. Точно так же, как и в военном деле, наличие какого-нибудь плана значительно лучше, чем отсутствие плана, как такового.
Итак, вы сели писать. Первое, о чем вы должны спросить себя: о чем вы пишете. Вы должны ответить самим себе на один вопрос: что я хочу рассказать людям? Очень часто, когда мы читаем материалы, рассказ начинается об одном, а потом автор плавно уходит в сторону, и главная мысль начинает теряться в огромном количестве подробностей. Часто автор пытается что-то рассказать и начинает приводить документы за свою точку зрения, и приводит их так много, что никакого терпения дочитать эти аргументы до конца ни у кого не хватает. Человек должен быть крайне заинтересован, чтобы прочитать все, что нагромоздил автор. Поэтому самое главное: что я хочу рассказать. И каждый раз, когда вы будете двигаться по своему материалу, вы должны четко совмещать две вещи: то, что вы пишете, и то, что вы хотите рассказать. По своему опыту могу сказать, что часто начинаешь уходить в сторону: интересные подробности, какие-то вещи, которые хочется рассказать. Но они выходят за рамки. Поэтому приходится их очень жестко обрезать. И лучше это делать сразу, то есть не писать это. Не писать то лишнее, что потом вам придется сокращать.
Второе, что нужно помнить начинающему писателю-блогеру: краткость – сестра таланта.Хочу сказать, что у меня очень короткие вещи не получаются. Каждый раз когда я сажусь писать, я стараюсь сократить самого себя, что-нибудь выкинуть, чтобы сделать материал как можно более читабельным. Существует такое мнение, что интернет-читатель не может прочитать большой материал. Возможно, отчасти это правда. Но хочу сказать, что когда я начинал делать программу «Русская политика», некоторые мои коллеги говорили, что по статистике человек не может смотреть ролики больше 3 минут. Когда же я говорил, что мои выступления длятся полтора часа, и люди их смотрят, к этому относились со скепсисом. Но на сайте piter.tv стоит счетчик, там можно посмотреть, сколько людей посмотрели ту или иную программу, и выяснилось, что 45-минутные, часовые программы смотрит абсолютно такое же количество людей, как и какие-то короткие форматы 1,5 – 2 минут. Поэтому все-таки люди могут смотреть и читать длинные материалы, но, конечно же, они должны быть крайне интересными. Особенно краткость важна для начинающего писателя, потому что пока вас ещё не знают читатели, пока вы себя не зарекомендовали, вы можете завладеть вниманием читателя на недолгий промежуток. Уже дальше будет мастерство, имя, доверие к вам, но на первом этапе – только интерес. И интерес долго поддерживать на одном уровне очень сложно. Каким образом я оцениваю интерес читателя к какой-нибудь тематике? Я всегда оцениваю на себе. На мой взгляд, это универсальный метод.
Третий пункт – интерес читателя. Если вам это интересно – это будет интересно среднестатистическому читателю. Это правило, на мой взгляд, универсальное. Почему? Мы с вами – абсолютно обычные люди. Кто-то знает больше, кто-то – меньше. Но большинство людей такого же возраста, такого образования и из той же самой страны вероятнее всего знают примерно то же самое, что и вы. Если вы испытываете интерес к какой-то тематике, и вы можете рассказать эту историю интересно, а каждая статья – это история, то проверить ее лучше всего на себе. Если вы прочитаете историю бабушке, дедушке, другу или соседу по лестничной клетке, вам могут сказать не то, что подумают на самом деле. Просто чтобы не обидеть ваши начинающие писательские чувства, вам скажут: «Это шедевр, это интересно». Человеку сложно сказать, что материал скучноват. Постарайтесь быть откровенными и честными сами с собой. Если вам самим интересно, значит , это должно быть интересно. А если вы чувствуете, что у вас есть какие-то сомнения, вам самим скучновато это писать, то стопроцентно это будет скучновато читать всем остальным. Здесь не может быть халтуры. Лучше не пишите плохое, чем напишите то-то для того, чтобы в блоге появилась какая-то запись. Потому что читательское доверие – вещь, которую очень тяжело завоевать и очень легко потерять. Поэтому обязательно проверяйте интерес на себе. Если вам не интересно, может быть, нужно перефразировать предложение, это очень часто помогает. Материал может быть резко улучшен путем перекомпоновки, перепланировки и изменений, которые кажутся совершенно несущественными. Но на самом деле они играют большую роль.
Возникает вопрос: о чем писать? Этот вопрос задает каждый себе, кто садится писать у компьютера и хочет что-то рассказать миру. Потому что клавиатура и экран перед вами – это окно там сотни тысяч людей. Поэтому вы должны не только сознавать меру ответственности, но это должно быть стимулом для того, чтобы вы старались писать интересно. О чем рассказывать? В первую очередь – о том, что вы знаете. Рассказывать о том, в чем вы компетентны. У каждого есть сфера интересов, которая наверняка интересна ещё какой-то категории людей. Эта сфера интересов всегда может быть красиво вплетена в полезную и важную для любого гражданина России информацию. Писать можно о важных датах нашей истории, о победе русского оружия, о достижениях русских ученых. О всем том, что может повысить самооценку нашего народа, который, к сожалению, благодаря стараниям наших западных друзей и наших либералах находится на не очень высокой отметке. Все это можно и нужно вплетать в рассказ о чем-то другом. Рассказываете о спорте – вспомнили о спортивных достижениях, рассказываете о технических достижениях – вспомнили, что это изобрели наши соотечественники, и это активно использовалось в Советском Союзе. Тем бесконечное множество. Но мы с вами живем в информационном обществе. И очень часто сейчас общество называют обществом спектакля. Весь мир – театр, все сидят у телевизоров, читают газеты, им все время что-то рассказывают, развлекают. То есть постоянно идет некое представление, шоу. Соответственно, в этом шоу есть свои правила. И обязательное правило - это анонс шоу. Это значит, что сейчас информация у нас поступает по датам.
Четвертый пункт – дата. Случилась годовщина печального или очень хорошего события, и начинают идти материалы,
посвященные именно этой тематике. Особенно это заметно на телевидении, когда какой-то знаменитый человек умирает, в тот же день выходят фильмы, посвященные его творчеству. Меня это несколько коробит. Такое впечатление, что фильм снимают заранее, ожидая, когда этот человек умрет. Потому что так быстро сделать фильм невозможно. На мой взгляд, это не по-человечески. Но в любом случае мы с вами должны ориентироваться на тот информационный фон, который вокруг нас создается. Если все говорят о какой-то дате, то разумно об этом и написать. Потому что вы сможете привлечь к своей публикации большее количество внимания просто за счет того, что эта тема сейчас актуальна. То есть темы могут быть выбраны по дате и по событию, которое произошло сейчас.
Пятый пункт – событие. Условно говоря, на сегодняшний момент, когда мы здесь сегодня заседаем, это убийство Усамы Бен Ладена, ситуация с Домиником Струсканом, пресс-конференция нашего президента и так далее. Все сейчас об этом говорят. С одной стороны, рассказывая о том же самом, вы находитесь в очень большой компании, где можете потеряться, с другой стороны, если вы рассказываете о том, о чем сейчас люди не услышат и не хотят слышать, потому что их внимание поглощено чем-то другим, вы просто рискуете материал выдать в пустоту. Это очень сложная проблема: когда и о чем писать. Здесь должно появиться какое-то ощущение. Оно появляется или не появляется с течением времени. Научиться этому сложно. Когда я публикую материалы, иногда я даже не знаю с утра о чем я буду писать вечером. Жизнь сама что-то подсказывает. В таком бурном информационном потоке нет смысла планировать что-то на две недели вперед. Но если вы знаете, что там будет какая-то дата, то есть смысл подготовить материал заранее. Например, я когда-то столкнулся с записью Сталина, я понял, что это нужно выложить 9 мая, я отложил этот материал на несколько месяцев, дожидаясь момента, когда эта информация будет наиболее уместной. Точно так же, если мне присылают материал про ВТО, то есть смысл поставить его накануне митинга против ВТО. Тогда эта информация будет лучше приниматься и вызывать больший интерес. Это то, что называется на телевидении программингом, когда расставляют определенные программы под определенную аудиторию, под время, под даты и так далее. На самом деле , блог – это ни что иное, как маленькое СМИ. И там вы в одном лице и главный редактор, и автор сценария, и актер, и режиссер. Поэтому каждый сам для себя решает этот вопрос. В этом смысле важен поиск материалов, о которых не говорит никто.
Шестой пункт – поиск материалов. Интернет – это бездонная вселенная, в ней можно найти все, что угодно. Если вы столкнулись с каким-то материалом, который вы никогда не видели и не слышали, постарайтесь это перепроверить. Возможно, это только вы не знакомы с этой информацией. А весь остальной интернет только об этом и говорит. Тогда вы рискуете сделать открытие, которое открыли до вас уже очень давно. Тем не менее, если удается такое найти, есть смысл разметить это у себя. Можно и нужно искать интересные материалы в интернете. При этом соблюдать этику, то есть ставить ссылки и ни в коем случае не приписывать себе авторство. Я несколько раз сталкивался с ситуацией, когда на каких-то непонятных сайтах мои статьи чуть-чуть перелицованные, поменяли буквально первое предложение, выходят за подписью совершенно других людей. На мой взгляд, это не допустимо. Ведь никто не запрещает размещать материалы, но автора нужно указывать абсолютно корректно.
Седьмой пункт - как писать. Это очень важный момент. Как говорили когда-то: «Что русские ни делают, все получается автомат Калашникова». Когда вы пишите статью, о чем бы вы ни писали, должен получаться позитивный материал. Высокая смертность в нашей стране во времена перестройки и всевозможных реформ, была обусловлена тем, что на людей обрушилось огромное количество негатива. Не потому, что люди умирали с голоду, не потому, что у них не было отопления. Люди умирали от безысходности. Как животные, которые в зоопарке, в неволе не размножаются, так и все мы с вами имеем животную составляющую. И если человек чувствует, что жизнь бессмысленна и беспросветна, у него снижается сопротивляемость ко всему. Люди начинают спиваться, ударяться в наркоманию, поддаваться болезням, у них опускаются руки. Огромная смертность в нашей стране, на мой взгляд, совершенно четко обусловлена именно надламливанием этого внутреннего стержня, который есть в каждом человеке. Я вижу задачу патриотического писателя и блогера в том, чтобы этот стержень укреплять. Поэтому каждый материал должен быть позитивным. Это не значит, что вы не должны критиковать, или не писать о плохом. Но в итоге должен быть заряд позитива. «Эта проблема будет решена», «эта проблема когда-то решалась», «наши деды смогли с ней справиться» и так далее. Гадости и мерзости напишут без вас. Не должно быть такого ощущения, когда человек прочитал вашу статью, что ему жить не хочется. Как ни странно, информация тоже материальна. И она оказывает не только огромное влияние на психофизическое состояние человека, но и на его дальнейшую жизнь и его потомство.
Восьмой пункт – юмор. Юмор – это универсальное средство. Во-первых, можно высмеять какую-то проблему, во-вторых, поднять настроение читателя, в-третьих, рассказать в полушутливой форме то, что вы не можете рассказать серьезно. То, что серьезно, будет смотреться слишком пафосно или вызывать какие-то сомнения. В шутливой форме многое вы можете подать значительно проще. Шутка всегда уместна, за исключением очень небольшого перечня тем. Но если вы шутите, постарайтесь шутить так, чтобы было понятно, что это шутка. Я имел такой опыт: я написал статью о том, как бы нацистские СМИ рассказывали о действиях немецких войск в Беларуси. Хотел провести аналогии с тем, что пишут американские СМИ о том, что происходит в Афганистане и Ираке. Часть моих читателей не поняла, что я шучу. Они серьезно восприняли, что я нашел цитаты из каких-то журналов или газет, которые выходили на оккупированной территории. Я подошел к вопросу серьезно, я поискал, посмотрел, как действительно назывались журналы, выходившие в оккупированной Беларуси, взял это название. Но текст, естественно, я сочинил сам. Я менял там буквально несколько слов: фамилии, имена, название войск. Смысл статьи оставался. Все равно люди не поняли, потому что очень серьезно восприняли этот материал. Конечно, не нужно писать: «Внимание, шучу!», но если вы где-то пометите, как в вымышленных публикациях выглядели бы те же самые сообщения, которые мы сегодня читаем в американских газетах, тогда меньше было бы непонимания. Юмор здесь уместен, но нужно его применять осторожно.
Девятый пункт. Очень часто можно встретить материалы, в которых с читателем общаются как с ребенком, как с глупым человеком. На мой взгляд это совершенно недопустимо. Нужно уважать своего читателя. Ему не нужно рассказывать вещи, которые вы рассказываете двухлетнему ребенку. Нужно, чтобы человек мог, хотел и делал выводы сам. Ему нужно давать не выводы, а факты. Самый лучший вариант: совокупность фактов анализируется самим человеком, и он сам делает вывод. Почему это более важно и более интересно для него? Потому что все мы относимся с уважением не только к окружающим, но и к себе самим. Нам хочется чувствовать собственную значимость. Если мы сами, путем анализа определенных фактов, которые мы прочитали, пришли к определенным выводам, это вызывает у нас значительно более положительную реакцию к тем выводам, которые появились в нашей голове. И наоборот. Если вывод дается в готовом виде, он вызывает больший скепсис, и человек менее готов с ним согласиться. Но во всяких правилах есть исключения. Точно так же в ситуации с фактами и выводами есть моменты, которые даже сложно озвучить в готовом виде, в которых обязательно нужно дать готовый вывод. Если вы чувствуете, что человек может не прийти к тому выводу, который вы бы хотели до него донести, тогда этот вывод нужно написать совершенно открытым текстом. Готового примера я вам сейчас не приведу. Это уже вопрос практики. Писательство – это во многом ремесло. Мы не знаем в ком талант есть, в ком его нет, пока не сели и не начали писать. Я тоже понятия не имел, что я умею писать книги, пока я их не написал. И то, что я писал, когда в первый раз сел за стол, конечно же, сильно отличается от того, что я пишу сейчас. Вырабатывается некий стиль, набивается рука. Не каждый может быть писателем, но люди «расписываются», поэтому каждый ваш последующий материал будет лучше предыдущего. Не думайте, что если у вас большие сложности в написании первой и второй статьи, они у вас будут вечные. Дальше вам будет только проще. Тем более, когда вы увидите результаты вашего труда в откликах, в комментариях под вашими материалами, в росте рейтинга. Это окрыляет. Вы видите, что не зря все это делаете.
Следующий пункт. Если вы хотите общаться с читателем, доносить до него какие-то мысли, никогда не утверждайте то, что вы не знаете и не можете доказать. Потому что один раз рассказав историю, которой не было или которая будет опровергнута, вы поставите под сомнение все то, что вы наработали до этого. К каждому утверждению, к каждому факту нужно очень тщательно подходить. Минимизировать ошибки. Конечно, они есть у всех, у меня в том числе. И я получаю письма от читателей, которые находят не только опечатки, но иногда, к сожалению, находят и ошибки в каких-то фактах. Не утверждайте то, что невозможно доказать. Если вы нашли где-то в интернете какую-то информацию, ни в коем случае не размещайте ее, если вы не убеждены в ее верности. Что сегодня активно распространяется? Пошла массированная атака: 1 сентября 2011 года образование становится платным. Это ложь. С 1 сентября образование не становится платным. Я вожу дочек в школу, и я это знаю. Почему сейчас об этом печатают? Потому что нужно раскачивать ситуацию со всех сторон. Задача: вывести людей на улицы, возмущенных любым предлогом – убили фаната, коррупционеры, платное образование, войска НАТО разместили на территории. Половина из этого оказывается ложью. К сожалению, действительно парня убили. Но войска НАТО никто не размещает, и платное образование никто не делает. Но тем не менее, это будет тиражироваться и распространяться. Вы должны обладать определенным иммунитетом для того, чтобы не служить бесплатным пропагандистом для противников нашей страны. Должен быть некий фильтр. Фильтр понимания. Но если вы разместите материал со ссылкой «Одна бабушка сказала….», то в следующий раз вам тоже не поверят. Материалы должны быть подтверждены цитатой из книги, высказыванием человека, который авторитетен и такими источниками информации, которые вызывают доверие у людей. Это наши противники ссылаются на Живые Журналы и неизвестно кого с ником, который неизвестно кто.
Следующее правило звучит так: нужно как можно меньше «Якать». Слово «я» в своих постах нужно стараться писать как можно меньше. Если вы попробуете, вы поймете, что есть варианты неких словесных оборотов, которые помогают обойти это слово. Очень хорошее слово в русском языке «мы». Также можно переформулировать фразу. Если вы будете все время говорить «я вижу, я сделаю…», это будет восприниматься негативно. Всегда лучше употребить «мы видим, мы сделали…». Тем более, если вы рассказываете о тех вещах, в которых принимает участие коллектив. Но во всех правилах есть исключения. В интернете люди любят то же самое, что и в жизни. И на этом делают себе тиражи всевозможные желтые издания, непонятные программы на непонятных каналах, которые рассказывают о том, кто с кем спит, какого цвета трусы у какой-нибудь фотомодели и другие ненужные вещи, которые интересуют определенный круг людей, поэтому -
Двенадцатый пункт: вводить в своем блоге личное. Особенно, если вы становитесь более или менее известной персоной. Людям интересно, как вы живете, что вы думаете, как вы выглядите. Поэтому, если ваш рейтинг начинает расти, вы можете опубликовать что-то о себе. Часто этим пользуются актеры, писатели. Сочетание двух, казалось бы, взаимоисключающих правил (11 и 12 пункт) дает нам золотую середину. Я с этим столкнулся совершенно случайно. Мне, например, неинтересно, как выглядят мои любимые писатели, какого цвета белье они носят, мне вообще ничего неинтересно, кроме их книг. Поэтому о себе я давал информацию в самом минимальном объеме: родился, женился, учился, приводов в милицию не имел. Что ещё может быть интересного? Образование? На мой взгляд, это самое важное. Но постоянно задаются вопросы, так как этот интерес существует. До какой степени рассказывать о себе – это вы решите сами. Рассказывать о личном – это совет на перспективу, когда у вас уже есть круг читателей, рейтинг.
Возвращаясь к способам противодействия вражеской пропаганде в интернете. Если вы помните, мы говорили о том, что важнейшим оружием являются эмоции. Распространяются волны негативных материалов: «Войска НАТО будут размещены на территории России». Никому этого не хочется, за исключением, пожалуй, Бориса Немцова. Он прыгает от радости, а все остальные печалятся. Пошла ложная информация. Необходимо уходить от эмоций. Если вы уходите от эмоций и стараетесь увести ваших оппонентов от эмоций, вы сами ни в коем случае не должны писать эмоционально.
Тринадцатый пункт: вы должны писать без эмоций. Это не значит писать, как сухарь. Это значит, что должна быть спокойная, взвешенная позиция. Это значит, что нужно избегать эмоциональных выражений.
Четырнадцатый пункт: без брани, без негативных слов. Избегать выражений, которые несут негативную окраску. Все то, что в приличном обществе вы не произносите вслух, то же самое вы не должны произносить в письменном виде в интернете. Не должно быть у читателя ощущения, что когда он прочитал вашу статью, ему захотелось пойти помыть руки. Всегда можно найти спокойный взвешенный аналог в русском языке. Он богатый, в отличие от английского. То же самое с позитивом. Писать без перехлеста, чтобы у вас не было «плакатности». Когда на 26-ом съезде КПСС зал встает и раздаются долгие аплодисменты, и когда это пишут в конце съезда, это вызывает огромное сожаление. Не нужно делать то же самое, чтобы вы не выглядели смешно, потому что это вызывает некое недоверие. В полемике следует занимать спокойную, взвешенную позицию. Тогда вы всегда будете выигрывать. Если вас оскорбил человек, отвечайте ему спокойно. Ни в коем случае не опускайтесь до такого же уровня. Наоборот, ответьте ему вежливо. Скажите: «А по сути спора? У вас не осталось аргументов, поэтому вы перешли на личность?» также поступайте, если вас ругают за ваш материал. Скажите: «Спасибо за ваше мнение. А по сути спора возражения имеются?»
Важный момент в написании статьи - это выделение важнейших мест жирным шрифтом или курсивом. Я всегда стараюсь в книгах и статьях написать так, чтобы важнейшая мысль была выделена. Но этим нельзя злоупотреблять. Тогда это начинает рябить в глазах, и человек теряется. Он не может понять главного. Кроме того, если человек привык, что обычно подчеркивают важную мысль, а вы подчеркнули что-то неважное, он пытается понять, что же важного вы нашли в этом предложении. В этом случае он чувствует себя неловко, так как есть непонимание. Это вызывает дискомфорт у читателя. Соответственно, ему уже меньше захочется читать то, что вы написали. Поэтому относитесь к этому осторожно. Если вы действительно что-то выделяете, это должна быть какая-то ударная мысль. Точно так же с наклоном и подчеркиванием. Использовать так, чтобы не рябило в глазах.
Основные моменты мы с вами разобрали. Вот вы открыли компьютер, сели, написали, старались поменьше «Якать», старались рассказать о том, что сейчас актуально, рассказать то, в чем вы компетентны, старались подчеркнуть важные мысли, но не злоупотреблять этим, старались не ругаться, старались писать его как можно менее эмоционально, с холодной логикой. Когда вы все это сделали, есть золотое правило: прочитайте то, что вы написали. Очень часто впечатление у самого автора от того, что он написал целиком, отличается от того желания, которое о вкладывал в свою работу. Когда вы прочитаете материал полностью, вы чувствуете, что что-то не клеется. Соответственно, вы должны начинать переделку материала. Когда вы читаете материал, обязательно сравните, что у вас в итоге получилось с тем, что вы хотели сказать. И возможно заголовок вас стоит написать в самый последний момент. Хочу сказать, что названия для книг я всегда придумываю после того, как книгу напишу. Потому что, когда я пишу книгу, я не знаю, что у меня получится. Я знаю, о чем книга будет процентов на 80. Но в интернет-статье, конечно же, материала меньше и можно заранее придумать название. Но прочитайте название и посмотрите, действительно ли название и содержание связаны между собой. Каким образом почувствовать правильно или нет написан материал? Я испытываю некое внутреннее ощущение, что когда я читаю, это льется, как вода. И вдруг эта гладкость нарушается. Я не говорю о таких ошибках, как повторение одного и того же слова. Его можно заменить синонимом, это понятно. А если текст не связан между собой. Нужно добавить пару слов, изменить окончание, «закруглить» все это, чтобы опять лилось, как вода.
Единственное, что ещё хочу добавить, нужно верить в себя. У вас все получится. Если вы сами не будете верить в себя, то кто это сделает вместо вас? Каждый из нас может добиться совершенно фантастических высот. Это зависит только от нас и от того, как мы сможем побороть собственную лень. Потому что именно лень в основном является препятствием для достижения каких-то целей. Очень часто спрашивают: «Как вы распределяете свой день, как вам удается это делать»? Каждый может делать то же самое. Нужно тратить меньше времени на какие-то непродуктивные вещи. Времени у вас достаточно. Где-то меньше сна, где-то, к сожалению, меньше общения с друзьями. Но никто не призывает вас превращаться в аскетов, отказываться от всех радостей мира и уходить в интернет с головой. Наоборот. Старайтесь не превращаться в интернет-хомячков и в интернет-маньяков. Потому что интернет-зависимость развивается очень быстро. Я и сам одергиваю.
Самое главное – сесть и начать писать. Здесь важно понять, что все-таки научить человека писать что-то достаточно сложно. Это идет изнутри. Попробовали, обточили, выработали свою методику, свой стиль, свой слог, - и все должно получиться. В конце концов, у нас с вами впереди целая жизнь и можно совершенствоваться. Сначала можно начать писать небольшие материалы, а затем, я надеюсь, вы перейдете к большим формам и, может быть, станете писать книги.
Четвертая лекция будет посвящена тому, как вести свой блог с технической точки зрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий