МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В.Ломоносова
Философский факультет
Образовательная программа «Связи с общественностью»
СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Программа курса
Составитель:
д.с.н., профессор Коломиец Виктор Петрович
_____________________________________________________________________________Целью курса является:
Формирование у студентов социологического подхода к массовой коммуникации и медиа
Задачи курса:
представить концептуальные подходы, описывающие медиапространство современного
общества, его структуру и тенденции развития в социологическом дискурсе;
познакомить студентов с современными методами эмпирических социологических
исследований массовой коммуникации
Место курса в профессиональной подготовке выпускников:
дисциплина изучается в течение одного семестра, в объеме 68 часов. Дисциплина
включает в себя следующие виды учебной деятельности:
- лекции, на которых рассматриваются основные теоретические положения и понятия
курса, дается аналитический обзор важнейших социологических исследований в сфере
медиа и массовой коммуникации;
- семинарские занятия, на которых обсуждаются и анализируются сложные и
дискуссионные аспекты изучаемого материала, проводятся презентации домашних
заданий, а также работ по индивидуальным и групповым исследовательским проектам;
- практические занятия, на которых вырабатываются базовые навыки и умения;
- домашние задания, организующие самостоятельную работу студентов по проработке и
углубленному изучению отдельных аспектов учебного материала, изучение литературы
по предложенному списку.
Требования к уровню освоения содержания курса:
студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- основные концептуальные парадигмы, описывающие социологические подходы к
медиасреде современного общества;
- эмпирические методы социологических исследований массовой коммуникации;
студент должен уметь:
- применять полученные знания при проведении различных кампаний с использованием
современных институтов массовой коммуникации;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Массовая коммуникация и медиа в социологическом дискурсе
Коммуникация – вид социальной практики. Массовая коммуникация: определение.
Типологии современных медиа.
Коммуникативистика как наука о массовой коммуникации и ее средствах Синтетические
теоретические основы комуникативистики. Журналисты, политологи, экономисты,
культурологи, этнографы, психологи, филологи о массовой коммуникации. Социология
массовой коммуникации: теоретический концепт и эмпирические исследования.
Массовая коммуникация в информационном обществе. Социально-экономические,
политические, культурологические и технологические факторы, определяющие роль
массовой коммуникации в современном мире. Глобализация, дигитализация,
конвергенция.
Модели коммуникации. Трансмиссионная модель коммуникации. Ритуальная (обрядовая)
модель коммуникации. Модель рекламы. Кодирование и декодирование дискурсов медиа:
модель восприятия. Новые модели информационного потока.
Тема 2. Социологические теории массовой коммуникации.
Массовая коммуникация как социальная система. Функции массовой коммуникации. П.
Лазарсфельд о социальных функциях медиа. Структурно-функциональные модели
современных систем массовой коммуникации (Абрахам Моль, Мелвин Де Флюэр,
Н.Луман). Индустрия культуры и ее роль в современном обществе (М. Хоркхаймера и Т.
Адорно).. Массовая коммуникация в концепциях Маршала Маклюэна. Вещественно-
знаковая модель коммуникации (Ж.Бодрияр). Массовая коммуникация и гиперреальность.
Симулякры и симуляция современного общества. Общество спектакля в работах Ги
Дебора.
Тема 3. Средства массовой информации и общество
Роль массовой информации в контексте базовых прав и свобод личности. У. Липпманна и
Дж. Дьюи о роли СМИ в демократическом обществе. Концепций свободы печати Дж.
Милтона, Дж. Локка. И. Бентама, Дж. Ст. Милля. Принцип свободы печати: прошлое и
настоящее. Публичность, общественность в концепции Ю. Хабермаса.
Государство и СМИ: нормативные теории. Модель независимой прессы. Модель
социальной ответственности. Модель демократического представительства. Советская
модель. Авторитарная модель. Модель развития.
.
Тема 4. Медиасреда современного общества
СМИ как социальные институты. Понятие «медисреда». Структура медиасреды, основные
институциональные образования, содержание и определяющие факторы развития.
Территориальная картография медиасред. Особенности медиасреды Российского
общества.
Производители (правообладатели) медиасодержания (контента): профессиональные и
непрофессиональные. Содержание (контент) современных медиа. Медиасодержание как
социальная идентификация. Социальный класс в медиатекстах. Каналы дистрибуции
контента, их институциональные форма. Конвергенция каналов дистрибюции. Аудитория
– системообразующий фактор медиасреды. Медиаполитика современного общества.
Тема 5. Печатные средства массовой коммуникации
Массовая коммуникация как способ целеосознанного «отчуждения» произведения
индивидуального сознания, авторского произведения (его контекста и текста), и с
необходимостью следующего потом «обобществления» с помощью различных средств
способа массовой коммуникации. Иоган Гутенберг – начало всего. Коммуникативная
ограниченность рукописи. Книга: от межличностной коммуникации к массовой, от
индивидуального сознания к общественному.
Медиа как текст. Полисемичность медиа. Контроль значений. Интертекстуальность.
Кодирование и декодирование. Закрытость и открытость текстов. Наратив Чтение – вид
социальной практики; освоение жизненно важной информации, способ интерграции
личности в культуру. Основные тенденции в области чтения. Национальная программа
поддержки и развития чтения.
Пресса в социологическом дискурсе: а) пресса - общественный институт, который
работает по вектору «снизу вверх» и структурируется под воздействием потребительского
спроса, профессиональных качеств журналистов, конкуренции между различными
источниками информации; б) пресса есть общественный институт, работающий по
вектору «сверху вниз» (инструмент контроля) и структурируется под воздействием
интересов собственника, рекламодателя, государства и культурной элиты.
Тема 6. Аудитория печатных СМИ: способы изучения и тенденции развития
Аудитории массовой коммуникации как социальная общность. Особенности аудитории
СМИ. Аудитория в теориях массовой коммуникации: эволюция социологического
подхода. Первые опыты социологического изучения аудитории массовой коммуникации.
Социологические компании, специализирующиеся на исследованиях аудитории СМИ.
Аудитория прессы. Современные методы измерения аудитории прессы. Основные
показатели аудитории прессы. Изменение количественных характеристик аудитории
российской прессы. Качественные методы исследования аудитории прессы. Читатели
газет и журналов. Способы взаимодействия читателей с газетами и журналами. Мотивы
чтения газет и журналов. Различные типы восприятия газет и журналов
Тема 7.Вещательные средства массовой коммуникации
Радио и телевидение – вещательные медиа. Отличие вещательных медиа от тиражных.
Социальные условия функционирования вещательных медиа. Социальная история радио.
Радио – это невидимое, существующее во времени фоновое медиа. Вездесущность радио.
Общественная значимость радио.
Начало коммерческого радиовещания в России. Развитие «нишевого» радиовещания.
Ведущие радиовещательные корпорации России. Основные тренды отечественного
радиовещания. Технологические инновации в радиоиндустрии. Радио в рунете.
Достоинства Интернет для радио.
Тема 8.Социологические методы изучения аудитории радио
Радио – первое электронное СМИ, и с ним связан первый опыт измерения аудитории
электронных СМИ. История возникновения и развития измерений аудитории радио (30-е
годы, США и Великобритания). Основные методики измерения аудитории радио: DAR
(Day-after-recall) анкеты, дневник (недельный), телефонный опрос CATI (варианты: DAR
и о прослушивании в режиме «реального времени»), инновационные методики RC MMW
(«медиа часы»). Неприменимость методики PPM (т.к. аудитория радио очень мобильна и
основное радиослушание не ограничивается домом).
Бурное развитие измерений радио в России в 90-е: несколько измерителей, разные
методики, разные результаты (Комкон-2, НИСПИ, TNS, ФОМ). В 2000-е годы: основной
поставщик данных об аудитории Радио в России – TNS (проект Radio Index). В 2008 году
TNS унифицирует изучаемую в рамках Radio Index генеральную совокупность, приводя ее
к общему знаменателю с проектом TV Index (города 100+). Сложности, связанные с
измерениями аудитории радио: сравнительно небольшой бюджет индустрии в целом,
большое количество локальных игроков и высокая стоимость измерений. Доступность
данных: Россия (100+), Москва, Санкт-Петербург и ряд крупных городов.
Ключевые показатели аудитории радио: AQH (средняя аудитория 15-минутного
интервала), Daily Reach, Weekly Reach, TSL.
Тема 9. Аудиовизуальные медиа
Кино и телевидение – аудиовизуальное медиа. Роль аудиовизуальных средств
коммуникации в современном обществе. Социальное бытование кино. Кино как институт
коммуникации. Модели социального функционирования кино: государственно-
монополистическая и рыночная. Кино как институт пропаганды. Кино как бизнес.
Социология кино.
Возникновение, становление и развитие телевидения как социального института.
Основные этапы: технической разработки и экспериментов; организации регулярного
телевещания; институциализация телевидения; этап массового эфирного телевидения;
современный этап – цифрового диверсифицированного многоканального телевизионного
вещания.
Модели социального функционирования телевидения: общественное телевидение,
коммерческое и государственное. Особенности различных моделей функционирования
телевидения.
Тема 10. Измерения телевизионной аудитории
Измерения и исследования телевизионной аудитории: общее и различие. История
становления измерения телевизионной аудитории в мире и России. Регулярные опрос на
вспоминание вчерашнего телесмотрения (Day after recall, Что вы смотрели вчера?);
дневниковая панель домохозяйств или индивидуумов; электронная система измерения
(панель) с помощью прибора Peoplemeter (PM) или Passive Peoplemeter (PPM). Волновые и
панельные исследования. Недостатки и особенности каждого метода исследований.
Причины расхождений в данных. Особенности измерения аудитории специализированных
каналов.
ТВ Индекс - методические и методологические особенности проекта Установочное
исследование.Генеральная совокупность. Общие принципы дизайна выборки. Подготовка,
организация и проведение установочного исследования. Выборка, рекрутирование
домохозяйств и поддержание панели. Оборудование и технология сбора данных.
Методика взвешивания. Отчетность и поставка данных.Контроль качества измерения.
Мониторинг телеэфира. Технология сбора и обработки регионального эфира. Состав
данных мониторинга. Процедура «мэппинга». Основные показатели телесмотрения:
Audience, Reach, Рейтинг (TVR), Share (доля).
Тема 11. Социальная динамика аудитории российского телевидения
Аудитория отечественного телевидения. Динамика основных показателей телевизионной
аудитории за последние годы. Место телевидения в повседневной жизни россиян. Объемы
аудитории различных телевизионных каналов, программ. Структура аудитории различных
каналов, программ. Телевизионные каналы с «женским» и «мужским» профилями
аудитории. Структура аудитории «специализированных» каналов. Основные тренды
аудитории отечественного телевидения.
Аудитория регионального телевидения. Основные направления развития телевидения в
российских регионах: аудиторный разрез.
Тема 12. Социология телевизионного программирования
Программирование телевизионного эфира, сетка телевизионного эфира. Цели
программирования: коммерческие, имиджевые, информационные. Вертикальное и
горизонтальное программирование. Перспективное программирование, текущее
программирование. Сезонность. Временная структура телевизионного эфира.
Особенности программирования в условиях часовых поясов. Стратегии
программирования (Силовое программирование, контрпрограммирование).
Исследование телеаудитории в целях программирования телевещания. Социологические
исследования телеаудитории в свете маркетингового подхода. Формирование
информационной базы для принятия решений по программированию на основе
социологических исследований. Опыт социологических исследований восприятия
телеканалов российской аудиторией
Тема 13. Интернет – современное коммуникационное пространство.
Линейная коммуникация, массовая коммуникация, веб коммуникация. Виды
коммуникации в Интернете. Эволюция телекоммуникаций. Любой контент в любом месте
в любое время. Социальные последствия распространения Интернета, социальные медиа.
Создание единого медийного пространства.
Интернет как публичная сфера. Интернет и электронные информационно-поисковые
системы. Электронная почта, спам, рассылка новостей.
Аудитория Интернет, Интернет-потребление. Технология измерения аудитории Интернет.
Объемы аудитории Интернет и ее структура. Основные аудиторные тренды.
Тема 14. Анализ содержания массовой коммуникации
Проблема значения и знака. Типы и организация знаков. Денотат и коннотат. Миф и его
структура. Дж.Фиске о тексте медиа сообщения. Полисемичность и интертекстуальность
сообщений СМИ. Открытость и закрытость текста (У.Эко). Реальность и текст.
Кодирование и декодирование (Холл). Наративные формы социальной коммуникации.
Дискурс, становление дискурсного анализа (В.Пропп). Диспозиционный подход к
речевому поведению (Ч.Моррис). Контент-анализ. Интент-анализ дискурса.
Семиотический концепт.
Тема 15. Социология эффектов массовой коммуникации
Медиаэффекты и коммуникационная эффективность. Этапы исследования
медиаэффектов. Теория максимального медиаэффекта (Х.Кэнтрил, Г.Лассуелл,
У.Липпманн). Теории ограниченного эффекта. П.Лазарсфельд и его двухступенчатая
теория коммуникации.
Теория культивации. Мейнстриминг. Теория социального научения. Новости и
установление «повестки дня». Прайминг и «спираль молчания». Теория использования и
удовлетворения.
Рекомендуемый список литературы
Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. М.1987
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие
для студентов вузов. М., 2005.
Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания: Проблемы становления, формирования и развития.
Киев, Одесса, 1978.
Блинова О. Медиа-империи России. М.: центр политической информации, 2000.
Бодрияр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003.
Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. М., 2004.
Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. В 2-х. т. М., 2001.
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск.2000.
Варустин Л.Э. Пресса и власть. СПб. 1995.
Винтерхофф-Шпурк Петер Медиапсихология. Основные принципы./ Пер. с нем.
Харьков. 2007
Гляйссберг Г. О концентрации печати и манипулировании общественным мнением.//Пер.
с нем.; Предисловие и редакция П.А.Наумова. М., 1974.
Горяева Т.М. Радио России. М., 2000.
Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
Дебор Ги. Общество спектакля. Пер. с фр. М., 2000.
Дубицкая В. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой
информации. М.: Изд-во института социологии РАН, 1998.
Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется
«повестка дня»? Екатеринбург: Изд-во гуманитарного университета, 2001.
Засурский И. Масс-медиа второй республики. М. 1999.
Зарва М.В. Некоторые особенности языка радио как вида массовой коммуникации. М.,
1969.
Землянова Л.М Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000.
Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.2002.
Интернет в общественной жизни. М., Идея-Пресс, 2006.
Камер Д. Компьютерные сети и Internet. М., 2002.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург. 2004.
Кейт М. Радиостанция. М., 2001
Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: учебник. М., 2009.
Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М.: Памятники исторической
мысли.1994.
Ковалев П.А. Российская телевизионная аудитория. М.,2007
Коломиец В.П. Телевизионная аудитория как объект математического моделирования.//
Математическое моделирование социальных процессов. Вып.3// Под общ. ред.
А.А.Самарского, В.И.Добренькова, А.П.Михайлова. МГУ 2001.
Коломиец В.П. Телевизионный канал как брэнд.// Телефорум.2001. №3
Коломиец В.П. Прогнозирование рейтингов эфирных событий на основе измерений
телевизионной аудитории// Измерения аудитории: ТВ, Радио, Интернет// Материалы V
Международного Конгресса НАТ «Прогресс технологий телерадиовещания» Москва.,
2001 г.
Коломиец В.П. Телевизионное пространство глобального мира// Телефорум.2002.№2.
Коломиец В.П. Телеканалы и телевизионный брендинг.// Человек и современный мир. М.,
2002
Коломиец В.П. Инструмент оценки эфира// Искусство кино.2003. №5
Коломиец В.П. Доля рейтинга// Отечественные записки. 2003. №4
Коломиец В.П. Телевизионные новости: happy end обязателен// Российское телевидение
между спросом и предложением (в 2 томах). Том.1/ (под ред. – А.Г. Качкаевой,
И.В.Кирия) М., 2007. С.291-300.
Коломиец В.П. Медийное многообразие в рекламном измерении// Российский рекламный
ежегодник 2008. Сост. и общ. ред. Коломиец В.П, Российское отделение IAA.М.2009.
С.193-208
Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.
Луман Н. Реальность масмедиа/Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. М., 2005.
Маклюен М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. Москва-Жуковский. 2003.
Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культурой. Киев,
2003.
Медиа. Введение./ Под ред. А.Бриггза, П.Кобли. М., 2005.
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — М., 1996
Мэррил Д., Дэннис Э. Беседы о масс-медиа. 1997.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию исследования. М.,
2004.
Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы, Практика, Ошибки. М.,
2007
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
Полуэхтова И.А. Российская аудитория телевидения: социологический дискурс. М., 2008
Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. Киев.2008.
Прайс М. Масс-медиа и государственный суверенитет. Глобальная информационная
революция и ее вызов власти государства. М., 2004.
Прайс М. Телевидение, телекоммуникация и переходный период: Право, общество и
национальная идентичность. М., 2007.
Рынок печатных СМИ в России и мире. М., 2006.
Сиберт Ф.С., Шрам У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,1998.
Соколов А.В. Метатеория социальных коммуникаций. СПб.,2001.
Социология интернет-СМИ: Учебное пособие/Фомичева И.Д. М.,2005
Специальный выпуск журнала “Pro et Contra” по СМИ в России
http://pubs.carnegie.ru/p&c/Vol5-2000/4/
Специальный выпуск журнала «Отечественные записки» по СМИ в России
http://magazines.russ.ru/oz/2003/4/index-pr.html
Средства массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов
вузов/М.А.Алексеева, Л.Д.Болотова, Е.Л.Вартанова.; Под ред. Я.Н.Засурского. М., 2005
Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и
борются за лидерство. Пер. с анг. М., 2006.
Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение)/ Сост. и общ. ред.
Коломиец В.П. М.,2001
Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000.
Уэбстер Фрэнк Теория информационного общества. М., 2004.
Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой
коммуникации. М., Научный мир, 2001.
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов.- СПб.: Питер,
2004.
Филипс Д. PR в Интернете. – М., 2004.
Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. М., 2004.
Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов/ И.Д.Фомичева. М.,
2007
Харрис Ричард Психология массовых коммуникаций. М., 2003
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.1997
Чернова А. Мир современных медиа. М., 2007.
Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. СПб, 2006
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Словарь-справочник. М., 2002.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Науч. ред. Я.Н.Засурский. М., 1980.
Щепилова Г.Г. Реклама в экономической структуре СМИ. М., 2006.
Balle Francis Medias et societes, 10e ed., Montchrestien, 2001.
De Fleur M.L., Ball-Rokeach S.J. Theories of Mass Communication. New York.1989.
McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. London: Sage.1983.
McQuail D. Media Performance: Mass Communication and the Public Interest. London:
Sage.1992.
Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990
Комментариев нет:
Отправить комментарий