Карта сайта

четверг, 4 октября 2012 г.

Регистрация СМИ


1. Регистрация СМИ

         1.1. Регистрирующие органы

         Для регистрации СМИ необходимо подать заявление с приложениями в соответствующие органы.
         Далее регистрирующий орган осуществляет проверку совпадения названия нового СМИ с уже зарегистрированными СМИ. Если в названии СМИ используются слова “Российская Федерация”, “Россия”, “российский” необходимо предоставить письменное обоснование их использования.
         Регистрирующими органами являются Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая занимается регистрацией средств массовой информации, предназначенных для распространения на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких субъектов РФ, а также территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, где регистрируются СМИ, предназначенные для распространения на территории одного субъекта РФ.

         1.2. Освобождение от регистрации

         Согласно ст. 12 Закона РФ “О СМИ” от обязательной регистрации освобождаются:
         - радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющие не более десяти абонентов;
         - Средства массовой информации, учреждаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
         - аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более десяти экземпляров;
         - периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров.

         1.3. Учредители СМИ

         Согласно ч.2. ст.7 Закона РФ “О СМИ” учредителями (соучредителями) СМИ не могут быть:
         - гражданин, не достигший 18-летнего возраста;
         - гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда;
         - душевнобольной, признанный судом недееспособным;
         - гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации;
         - объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону.
         Согласно ч.1 ст. 7 Закона РФ “О СМИ” учредителями (соучредителями) СМИ могут быть:
          - гражданин;
          - объединение граждан;
          - организация;
          - государственный орган.

         1.4. Перечень документов для регистрации СМИ

            Для регистрации СМИ необходимо составить заявление о регистрации СМИ.
         Далее, если учредитель –  юридическое лицо, то ему необходимо иметь документы, подтверждающие уплату регистрационного сбора, доверенность на подачу документов и ведение дел в регистрирующем органе, а также на получение свидетельства о регистрации СМИ, устав учредителя, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц об учредителе, свидетельство учредителя о государственной регистрации и внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство учредителя о постановке на налоговый учет, документ о фактическом адресе учредителя, документ, подтверждающий право на товарный знак (если таковой имеется), оригинал-макет предполагаемого издания (для средств массовой информации эротического характера), устав редакции СМИ, копию протокола соучредителя об избрании Генерального директора и копию приказа о приеме на работу Генерального директора.
         В случае подачи заявления иностранным юридическим лицом представляются документы учредителя (апостиль) и документы представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации.
         Если учредитель – физическое лицо, то ему при регистрации СМИ необходимо предъявить копию платежного поручения или квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрацию СМИ, доверенность на подачу документов и ведение дел в регистрирующем органе, а также на получение свидетельства о регистрации СМИ, письмо о фактическом адресе учредителя (для ведения переписки или отправки готового свидетельства) и ксерокопию паспорта (желательно нотариально заверенную).

         1.5. Заявление о регистрации СМИ

         В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны следующие данные:
         1. Сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями Закона РФ “О СМИ”.
         2. Название средства массовой информации
         3. Язык (языки)
         4. Адрес
         5. Форма периодического распространения массовой информации
         6. Предполагаемая территория распространения продукции
         7. Примерная тематика и (или) специализация
         8. Предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации
         9. Источники финансирования
         10. Сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем и распространителем.
         Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.
         При заполнении заявления о регистрации СМИ при указании сведений об учредителе (соучредителе) для юридических лиц указывается организационно-правовая форма, полное наименование, юридический адрес, банковские реквизиты. При написании юридического адреса обязательным является указание почтового индекса. Для физических лиц – Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительств.
         Указывая название, средствам массовой информации с названием на иностранном языке необходимо указать перевод названия на русский язык.
         При указании адреса учредителя и адреса редакции указывается фактическое местонахождение редакции с написанием почтового индекса, названия города, области, края, республики в составе Российской Федерации, названия улицы, номера дома. Адрес редакции может совпадать с адресом учредителя.
         В графе “Тематика и (или) специализация” могут быть указанные следующие данные:
         - информационная (с уточнением характера информации);
         - специализированная информационная (с указанием в какой сфере);
         - информационно-аналитическая;
         - политическая;
         - публицистическая;
         - культурно-просветительская;
         - образовательная;
         - детская;
         - спортивная;
         - музыкальная;
         - развлекательная;
         - художественные (игровые) кинофильмы (для электронных СМИ);
         - религиозная;
         - рекламная (обязательным является указание в заявлении процента планируемой рекламы – не более 20% от общего объема вещания в соответствии с действующим законодательством по рекламе в Российской Федерации – для электронных СМИ нерекламного характера и не более 40% от общего объема издания – для печатных СМИ нерекламного характера. При регистрации СМИ, специализирующихся в области рекламы, необходимо в графе “тематики и (или) специализация” указывать: “рекламное СМИ” или “рекламное издание”);
          - эротическая (при наличии эротической тематики в данной графе необходимо указывать “Эротическое СМИ” или “Эротическое издание”).
         В графе “территория распространения” могут быть указаны (отдельно или в сочетании) следующие сведения: “Российская Федерация”, “страны СНГ”, “зарубежные страны”, субъекты РФ (конкретные названия).
         На каждое регистрируемое средство массовой информации заполняется отдельное заявление.
         В случае необходимости текст заявления может быть размещен не на одной, а на нескольких страницах ( в зависимости от объема текста). При этом между пунктами заявления необходимо делать интервал.
         При подаче юридическим лицом заявления оно заверяется подписью руководителя и печатью данного юридического лица.
         При подаче заявления физическими лицами, учредители заверяют подпись на заявлении нотариально.
         К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины.
        

        2. Государственная пошлина за регистрацию СМИ[1]

         Государственная пошлина за регистрацию СМИ взимается с организаций –  юридических лиц, образованных  в соответствии с законодательством РФ, а также иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных  в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, созданных на территории Российской Федерации и физических лиц – граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
         При этом иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства приравниваются к организациям и физическим лицам Российской Федерации и уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены соответственно для организаций и физических лиц. [2]
         Суммы уплаченных государственных пошлин за регистрацию СМИ полностью зачисляются в федеральный бюджет Российской Федерации, поскольку в соответствии с действующим законодательством РФ о налогах и сборах государственная пошлина является федеральным налогом.
         Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
         Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
         В федеральную службу предоставляются платежные поручения или квитанции об оплате госпошлины в двух экземплярах.
         При регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз.
         При регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз.
         При регистрации СМИ, специализирующегося на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз.
         За выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации СМИ,  а также за внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ взимается 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за его регистрацию.

        3. Перерегистрация СМИ [3]

         3.1 Основания для перерегистрации СМИ

         Перерегистрация СМИ осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
         Основаниями для перерегистрации СМИ являются смена учредителя, изменение состава учредителей, изменение названия СМИ, изменение языка СМИ, изменение формы распространения СМИ, изменение территории распространения.
         При смене учредителя или изменении состава учредителей для перерегистрации СМИ необходимо письмо-отказ прежнего учредителя (учредителей) от учредительских прав с согласием редакции (главного редактора (в случае смены учредителя в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации “О СМИ”). Если учредителем СМИ являлось физическое лицо  письмо-отказ должно быть заверено нотариально.
         Также, во всех случаях перерегистрации необходимо представить заявление о перерегистрации, оригинал прежнего свидетельства о регистрации СМИ, устав редакции СМИ, либо заменяющий его договор.
         Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, не допускается.

         3.2. Уведомление учредителем регистрирующего органа

         Учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить регистрирующий орган о следующих изменениях (без перерегистрации СМИ):
          - изменение периодичности выпуска СМИ;
          - изменение максимального объема СМИ;
          - изменения местонахождения СМИ.

 

         3.3. Внесение в свидетельство о регистрации изменений, не предусмотренных ст. 11 Закона “О СМИ”

         В свидетельство о регистрации вносятся изменения, не предусмотренные ст. 11 Закона “О СМИ”, при изменении следующих данных:
          - тематики печатного СМИ, связанного с увеличением объема рекламы свыше 40 процентов или введением эротической тематики (в результате чего СМИ приобретает статус специализированного);
         - для электронных СМИ заявленная при регистрации СМИ тематика одновременно является и программной концепцией вещания, требуемой для получения лицензии на вещание, таким образом, при изменении указанных ранее тематических направлений необходимо внести изменения в свидетельство о регистрации;
         - уточнение данных об учредителе (при изменении организационно-правовой формы, названия учредителя – юридического лица, либо имени учредителя – физического лица).
         При этом выдается новое свидетельство о регистрации и взимается регистрационный сбор в размере 20 процентов от госпошлина, уплаченной при регистрации СМИ. Основание п. 13 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.

        4. Отказ от регистрации и его оспаривание

         4.1. Основания отказа в регистрации[4]

         В регистрации СМИ может быть отказано, если:
         1. Заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждения средств массовой информации.
         2. Сведения, содержащиеся в заявлении, не соответствуют действительности.
         3. Название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации. Понятие “злоупотребление свободой массовой информации” содержится в ст. 4 Закона РФ “О СМИ”.
         Злоупотребление представляет собой использование СМИ в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально-охраняемую законом тайну, осуществления экстремистской деятельности,  а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
         4. Регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с тем же названием и формой распространения массовой информации.
         Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом.

         Основанием для отказам в регистрации СМИ не может быть:
          - несоответствие названия СМИ заявленной тематики;
          - введение потребителей в заблуждение названием СМИ;
          - отсутствие согласия на регистрацию какого-либо государственного органа;
          - непредставление документов, которые не требует Закон о СМИ (например, концепции газеты).

4.2. Оспаривание в суде неправомерного отказа в регистрации

            В случае неправомерного отказа в регистрации, действия регистрирующего органа можно обжаловать в суде. В случае отсутствия какого-либо ответа (о регистрации или об отказе в регистрации) в течение месячного срока бездействие регистрирующего органа также можно обжаловать в суде.
         Если отказ в регистрации является неправомерным, то есть не основанным на нормах закона, то можно обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании данного решения.
         Важно не пропустить трехмесячный срок для обращения в суд, который начинается с момента известия от отказе в регистрации. Обычно это день получения письма, в котором содержался отказ. Трехмесячный срок необходимо исчислять начиная со дня, следующего за днем получения письма.
         Необходимо оформить заявление об оспаривании отказа в регистрации и тщательно описать факт, когда и какие документы были поданы в регистрирующий орган, когда последовал отказ, когда он был получен. Необходимо описать, почему отказ является неправомерным и сформулировать свои требования.
         К заявлению необходимо приложить отказ в регистрации, конверт, в котором был послан отказ.
         Факт отказа в регистрации доказывается письменным ответом, в котором содержится отказ. Дата, когда заявитель узнал об отказе доказывается конвертом (штемпель с датой получения), в котором содержался отказ. То, что отказом в регистрации нарушены права и свободы заявителя, доказывается показаниями заявителя.
         Регистрирующий орган правомерность своего отказа в регистрации может доказать показаниями представителя регистрирующего органа со ссылками на соответствующе нормы закона.

        5. Уставные документы редакции СМИ

         5.1. Учредительный договор и устав редакции

            Важным документом, который лежит в основе деятельности средства массовой информации, является так называемый “учредительный договор”. Он заключается между учредителем и редакцией (главным редактором). В нём определены взаимные права и обязанности двух сторон, связанные с выпуском средства массовой информации. К примеру, в учредительном договоре может быть записано, каков порядок финансирования учредителем редакции, распределения прибыли, образования фондов; в нем могут быть определены полномочия главного редактора, порядок публикации учредителем своих заявлений в СМИ. К условиям порядка публикации относятся: их частота; максимальный объем каждого из заявлений или их максимальный суммарный объем за определенный период; тематические ограничения; примерное время суток или место на страницах издания, предназначенные для публикации заявления,  а также право редакции (или отсутствие такового) вносить в него стилистическую или грамматическую правку, снабжать комментариями и т.д.
         Редакция в свою очередь берёт на себя перед учредителем обязательства по выпуску средства массовой информации (объем, сроки, периодичность и др.). Впрочем, требования Закона к содержанию договора носят рекомендательный, а не обязательный характер.
         Иное дело – устав редакции средства массовой информации. И хотя Закон “О СМИ” предусматривает возможность замены устава учредительным договором в небольшой (до 10 сотрудников) редакции, как правило, он имеет самостоятельный характер. Устав является обязательным документом для редакции, его копию необходимо направить в орган, зарегистрировавший СМИ, не позднее чем в течение трёх месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. Несмотря на его важность, большинство руководителей российских СМИ и журналистов имеют весьма смутное представление о содержании устава. Более того, зачастую (особенно в электронных СМИ) редакционный устав даже не пишется и не принимается, несмотря на то, что это является нарушением Закона. В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Закона “О СМИ” отсутствие принятого и (или) утвержденного устава редакции является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с заявлением о признании свидетельства о регистрации недействительным.

         5.2. Устав редакции и устав юридического лица

         Редакция – это не всё, что нужно для выхода в свет (в эфир) СМИ, так как она занимается только журналистской деятельностью. Для того чтобы издавать газету и тем более выпускать теле- или радиопередачи, необходима серьезная хозяйственная деятельность, нацеленная на привлечение средств для производства и распространения массовой информации. Поэтому наряду с образованием редакции, как правило, создаются и субъекты хозяйственной деятельности. Возможен и другой путь, когда те или иные уже существующие юридические лица учреждают СМИ, заключают с ними договоры и берут на себя решение вопросов хозяйственной деятельности.
         Многие путают устав юридического лица, которое обеспечивает материально-техническую базу печатного издания, теле- или радиопрограммы, с уставом редакции СМИ, предусмотренным Законом “О СМИ”. Устав юридического лица регламентирует финансовые вопросы и вопросы управления юридическим лицом, в то время как устав редакции затрагивает совершенно иной круг проблем, т.е. содержательно эти уставы представляют собой разные юридические документы.
         Если, например. Юридическое лицо по своей форме является акционерном обществом (ЗАО или ООО), то в соответствии с гражданским законодательством оно обязано иметь устав, который определяет:
         - количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций, размещаемых обществом;
         - права акционеров – владельцев акций каждой категории;
         - размер уставного капитала общества;
         - структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
          - порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества, квалифицированными большинством голосов или единогласно;
          - сведения о филиалах и представительствах общества.
         Что же касается устава редакции, то в соответствии со статьей 20 Закона “О СМИ” в нем обязательно должны быть определены:
          - взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
          - полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;
          - порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
          - основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
          - передача и (или) сохранения права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения её организационно-правовой формы;
         - порядок утверждения и изменения устава.
         В уставе редакции могут быть предусмотрены любые не противоречащие законодательству обязательства учредителя финансировать зарегистрированное им средство массовой информации,  а также обязательства редакции, связанные с подготовкой СМИ, имеющего определенный рейтинг, долю рынка, тираж, уровень рекламных доходов и т.п.
         Описание структуры организации и механизмов управления ее деятельностью обычно занимает самое большое место как в уставе юридического лица, так и уставе СМИ. В этих уставах должна быть разделена компетенция между органами управления юридического лица ( генеральным директором, правлением, дирекцией, советом директоров и т.п.) и органами управлениями редакцией средства массовой информации (редколлегией, редакционным советом, наблюдательным советом и т.п.). На руководителя юридического лица возлагаются права по управлению юридическим лицом, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Законами “ Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “О некоммерческих организациях” и т.п. ( в зависимости от организационно-правовой формы этого юридического лица). Основным свойством должности главного редактора ( независимо от его точного наименования) в соответствии со ст. 2 Закона “ О СМИ” является то, что замещающее ее лицо принимает окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации, а в соответствии с ч.5 ст.19 того же Закона – “представляет редакцию в отношениях  с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами,  а также в суде” и “несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации”.
         Не мало проблем возникает по поводу тех положений устава редакции, которые касаются прав на название и иные средства идентификации данного СМИ. Нередко журналисты считают, что наличие в уставе нормы о том, что права на наименование средства массовой информации принадлежат редакции, означает, что таким образом эти права надежно защищены. К сожалению, это не так. В судебной практике есть немало случаев, когда даже не учредители СМИ, а также третьи лица (например , “отколовшиеся” сотрудники редакции) успешно отбирали у редакции права на название издания или программы, которое подчас составляет один из главных ее активов. Надежную защиту от такого посягательства предоставляет только регистрация названия издания или программы в качестве изобразительного и словесного товарного знака (логотипа). При этом следует помнить, что товарные знаки регистрируются лишь на 10 лет, после чего необходимо позаботиться о продлении такой регистрации.

         5.3. Процедура принятия устава редакции

         Порядок принятия и утверждения устава редакции закреплен в ст. 20 Закона “О СМИ”, где сказано: “ … устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем”.
         Ситуация достаточно неординарная. Сложно и представить себе, что устав юридического лица принимает трудовой коллектив предприятия (завода, банка и т.п.). Согласно гражданскому законодательству устав юридического лица принимают учредители самостоятельно, не будучи связанными какими бы то ни было пожеланиями работников этого предприятия. Не делает гражданское законодательство исключений и для уставов тех юридических лиц, внутри которых функционируют редакции средств массовой информации. И если бы не существовало второго документа – устава редакции, то права журналистов могли бы полностью игнорироваться учредителями этого юридического лица.
         Однако законодатель счел, что средства массовой информации – это не совсем обычные предприятия, а журналист – не только его наемный работник, но и (в силу своей общественной значимости) полноправный участник взаимоотношений между редакцией средства массовой информации и его учредителем. Механизм принятия устава редакции таков, что одна сторона фактически не может навязать другой неприемлемые для нее условия деятельности СМИ. Для коллектива журналистов гарантия от неблагоприятных положений устава заключается в том, что никто, кроме “коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции”, не обладает полномочиями по принятию устава редакции. Таким образом, принятие устава редакции без согласия на то работающих в ней журналистов невозможно.
         Если же говорить об интересах учредителя, то они учтены в том, что без его одобрения принятый устав не может вступить в силу.
         Интересы коллектива журналистов и учредителя СМИ часто расходятся. Журналисты в большинстве случаев заинтересованы в максимальном ограничении права учредителя вмешиваться в деятельности редакции, а также в обеспечении гарантии финансирования деятельности СМИ. Для учредителя же более привлекательным является такой вариант устава редакции, по которому она становится ему подконтрольной как в административном, так и в финансовом смысле. В связи с эти противоречием процедура принятия устава редакции подчас сопровождается нешуточными баталиями.
         Как правило, редакция СМИ представляет собой разнородные коллектив, в котором сотрудники могут придерживаться принципиально различных позиций. Поэтому очень важно понимать, кто именно из числа всех сотрудников, готовящих и выпускающих СМИ, подпадает под определение Закона “О СМИ” “журналисты – штатные сотрудники редакции” и, следовательно, будет голосовать за принятие или отклонение устава.
         С термином “штатные сотрудники” относительно ясно: таковыми являются лица с которыми редакцией заключен трудовой договор. Таким образом, журналисты, работающие в редакции по гражданско-правовым, в том числе и авторским, договорам (например внештатные корреспонденты), правом голосовать за или против принятия устава редакции не обладают.
         Что же касается термина “журналист”, то это определение охватывает гораздо более широкий круг лиц. Ст. 2 Закона “О СМИ” устанавливает, что “под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений или материалов”. Каждый из этих процессов может пониматься как в узком,  так и в широком смысле. Например, к тем, кто занимается “редактированием” материалов можно причислить только редакторов, а можно и корректоров, референтов и т.п., а к числу тех, кто “создает” материалы, - либо только авторов текстов, либо также и фотографов ,операторов, звукооператоров, режиссеров, продюсеров и т.п. Еще сложнее определить круг лиц, занимающихся “подготовкой материалов”.
         После решения вопроса о том, кто является “журналистами – штатными сотрудниками редакции”, созывается их общее собрание, на котором кворум в соответствии ч. 1 ст. 20 Закона “О СМИ” составляет не менее двух третей от числа лиц, включенных в их список. Процедура голосования Законом не определена, поэтому оно может быть как тайным, так и открытым, но его результаты должны быть оформлены протоколом, в обязательном порядке приобщаемом к принятому уставу как подтверждение легитимности его происхождения.
         Определённые сложности могут возникать у редакции в том случае, когда поиск согласия по поводу тех или иных принципиальных положений устава затягивается: журналисты голосуют против варианта устава редакции, предложенного учредителем, а учредитель в свою очередь отказывается утверждать варианты, принятые коллективом журналистов. Как уже было сказано, такое промедление угрожает средству массовой информации аннулированием его свидетельства о регистрации.
         Соблюдение процедур, предусмотренных в редакционном уставе, является обязательным при роспуске или закрытии редакции, при перемене названия СМИ, состава учредителей и, конечно, при переизбрании главного редактора. Как только нарушается редакционный устав, обиженная сторона вправе обращаться в суд и требовать отмены всех решений, принятых с нарушением устава.


[1] Регулируется ст. 14 Закона РФ “О СМИ” и гл. 25.3 Налогового кодекса РФ (часть 2).
[2] В соответствии со ст. 19 Федерального закона “О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” от 4 августа 2001г. при регистрации теле-видеопрограмм доля (вклад) иностранного участия в уставном капитале не должна превышать 50 процентов.

[3] Регулируется ст. 11 Закона РФ “О СМИ”
[4] Предусмотрены в ст.13 Закона РФ “О СМИ”


Комментариев нет: