Редакционно-издательский маркетинг — это особый вид редакционной деятельности,
связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на
обеспечение существования этого издания и на удовлетворение информационных
потребностей его читателей, телезрителей или радиослушателей.
У редакционно-издательского маркетинга три
основные цели:
- удовлетворение информационных потребностей
и запросов аудитории периодического издания.
- создание условий для его продвижения на
рынок.
- обеспечение таким образом существования
периодического издания и его редакции.
Конкретные задачи маркетинга:
1. Изучение рынка периодических изданий, на
который должна выйти или вышла газета или телепрограмма, в частности изучение
конкурентных изданий.
2. Исследование их целевой аудитории.
3. Изучение самой газеты или программы, ее
соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории читателей,
телезрителей или радиослушателей.
Сегментации — разделения на сегменты. Под сегментом мы
понимаем часть рынка, отличающуюся от других его частей какой-то общей для нее
особенностью, общим признаком. Например, назначением и характером продукции,
которая выходит на рынок. Или общими для ее потребителей признаками, связанными
с их полом, возрастом или профессией. Или же другими общими для потребителей
социальными и демографическими признаками. Например: газеты, журналы, теле- и
радиопрограммы для женщин, деловая и коммерческая пресса, спортивная печать,
сатирические издания, вечерние газеты, рекламные журналы и программы,
национальные газеты— все это составляет
множество рыночных сегментов.
Позиционирование издания означает определение его места в избранном
рыночном сегменте (нахождение оптимальной для него информационной ниши). Под нишей понимают часть сегмента рынка
периодических изданий, представляющую наилучшие условия для выпуска газеты,
журнала, теле- или радиопрограммы, их распространения и для получения
наибольших доходов и прибыли. Рыночной нишей может являться новый тип периодического
издания, не представленный в избранном сегменте, часть аудитории, не
обслуженная ранее другими печатными или аудиовизуальными СМИ.
В маркетинге различают два вида рыночных
ниш — вертикальную и горизонтальную. Под вертикальной нишей понимают
производство продукции, которой могут пользоваться различные группы ее
потребителей. При этом приходится производить изделие, которое после небольшой
перестройки программы способно выполнять разные функции. Под горизонтальной
нишей понимается диверсификация производства, т.е. организация производства
все более широкого ассортимента товара или оказание все более разнообразного
набора услуг. Можно использовать как приложение к массовой газете (к
вертикальной ниши).
Направление редакционно-издательского маркетинга
— исследование рынка покупателей (потребителей) информации. Его задача —
выявление целевой аудитории СМИ и определение всех ее характеристик —
количественных и качественных. Речь идет об аудиторной базе издания, о тех, кто
может стать или уже стал читателями газеты, телезрителями или радиослушателями,
потребителями информационных бюллетеней и вестников.
Исследование проводится в границах того
региона, где будет распространяться или уже распространяется периодическое издание.
Потенциальная аудитория дает редакции сведения о возможном
количестве потребителей ее информации, о структуре населения региона. На их
основе строится модель издания. Этот анализ показывает редакции ее возможности,
раскрывает перспективы развития издания.
Реальная аудитория дает редакции информацию, имеющую для нее
жизненно важное значение. Редакция узнает, сколько человек действительно
читают газету; какая их часть получает газету по подписке, а сколько покупают
ее в розницу; многие ли телезрители регулярно смотрят телепрограмму; кто они —
читатели, телезрители, радиослушатели — по социальному статусу, профессии,
полу, возрасту. Без этих сведений невозможно установить оптимальный тираж
газеты, определить наилучшую структуру передачи.
Основные направления исследования целевой
аудитории:
1)Определение границ региона распространения
и его территориальная характеристика (сведения о населении региона: его
численности, сосредоточении в городах и распределении сельских жителей по
селам, данные об особенностях экономики региона, информация о почтовой системе
региона, распределении газетных киосков и о СМИ, представленных в регионе). Анализ
аудитории (потенциальная, реальная). Информацию можно получить в органах
местной администрации. Однако наибольший ее объем дает специальное исследование,
т.е. опросы, анкетирование читателей.
2) Демографический анализ целевой
аудитории (возрастные и половые группы, соотношении коренных жителей и
мигрантов).
3) Социальный анализ (данные о
профессиональном составе аудитории, соотношении работающих на государственных
предприятиях и в частном, коммерческом секторе, сведения о количестве
пенсионеров, ветеранов, безработных, об уровне доходов читателей, телезрителей).
4)Психографический анализ аудитории (стиль
жизни людей, особенности их психологии, обычаи и традиции).
Успех в борьбе с конкурентами во многом
определяется знанием их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. Это
знание можно получить в процессе
маркетинга, непрерывно изучая издания, конкурирующие с новой газетой или
программой. Основатели должны внимательно изучить каждое издание, представленное
в избранном ими сегменте. Оцениваются его возможности, влияние,
конкурентоспособность.
Конкурентные ситуации:
1)длительная конкурентная борьба. Конкурируют два издания или более,
обладающие примерно равными ресурсами и возможностями. Каждое из них в
результате теряет часть своей потенциальной аудитории и возможного дохода. Но
оставшейся части дохода достаточно, чтобы каждое издание оставалось на рынке и
продолжало конкурентную борьбу.
2)Если в процессе конкуренции одно из
изданий в конце концов одерживает верх и вытесняет своего соперника с рынка, но
приводит к возникновению другой ситуации — монополии. Победитель
захватывает всю аудиторию читателей, телезрителей или радиослушателей.
3)Олигополия. Поняв, что вытеснить соперника они не в
состоянии, и уяснив, что и результате длительной борьбы они теряют больше, чем
это допустимо, конкурирующие издания решают прийти к соглашению. Основанием
для этого может стать договоренность о разделе рынка: редакции могут
договориться о своеобразном разделе типов публикаций, в одном издании
помещается преимущественно оперативная информация, в другом — аналитические,
проблемные материалы; одно из них реализуют по подписке, другое — продажей в
розницу. В результате выигрывают обе договаривающиеся стороны.
Анализ своего издания. Один из важнейших результатов редакционно-издательского
маркетинга — признание необходимости непрерывного наблюдения за своим изданием
и оценки его конкурентоспособности. Это одна из главных задач генерального менеджера
— управляющего экономической деятельностью редакции. Он сигнализируют
руководителям редакции об изменения ситуации на рынке периодических изданий, о
падении конкурентоспособности их газеты или программы и о причинах этого. Эти
сигналы требуют быстрой реакции. С изменениями структуры издания нельзя
запаздывать. В конечном счете маркетинг обеспечивает редакцию информацией, без
которой невозможна успешная деятельность всех ее подразделений. Это важнейшая
предпосылка эффективности редакционного менеджмента и в то же время его
органичная часть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий