Карта сайта

суббота, 20 октября 2012 г.

Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри"


Поэма “Мцыри”, начатая в 1829 году (“Исповедь”) и продолженная в 1835-1836 годах (“Боярин Орша”), несомненно связанная с поэмами кавказского цикла, в частности с поэмой “Измаил-бей”, завершалась в 1839 году( дата поставлена самим Лермонтовым на обложке тетради, содержащей текст поэмы: “1839 года Августа 5”). Она появилась в первом собрании стихотворений поэта, изданном в 1840 году.
  Первоначальное заглавие – “Бэри” – прокомментировано автором: “Бэри, по-грузински монах”. Впоследствии заглавие было заменено на “Мцыри”, что означает, во-первых, “неслужащий монах, нечто вроде послушника” (примечание Лермонтова) и, во-вторых, - “пришелец”, “чужеземец”. Под этим вторым заглавием, более соответствующим содержанию, поэма и была опубликована в сборнике стихотворений Лермонтова 1840 г. В процессе работы над поэмой был заменен и эпиграф: вместо “On n’a qu’une seule patrie” (“У каждого есть только одно отечество”) было взято изречение из Библии (I-я Книга Царств, гл 14) “Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю”.
  В этой поэме Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Тема поэму – свобода и шире – смысл человеческого бытия. Основной идейный ее пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэм. Его гордое одиночество в монастырском плены – средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми. Но его примирение – признание внешнего бессилия при оправданности своих ничем не истребимых влечений к воле. Свобода осталась для него превыше всего. В поэме автор и главный герой, отличающийся гиперболичностью переживаний, наделенный признаками титанизма (“рукою молнию ловил”), как бы сливаются. Поэтому Белинский и называет Мцыри “любимым идеалом” Лермонтова, а Н.Огарев – “самым ясным или единственным идеалом” поэта.
  Образ Мцыри – огромное художественное обобщение. В нем воплощается недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе, их мечта о действенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав.
  Романтическое содержание поэмы “Мцыри” определило и соответствующую форму его выражения. Поэма строится как патетический монолог-исповедь, развертывающийся стремительно, быстро. Её фокус, все освещающий и себе подчиняющий, - личность молодого послушника. Исповедь Мцыри о трёх днях, проведенных на воле, противопоставляется быту монастыря-тюрьмы. Динамичности композиции поэмы содействует и то, что Мцыри рассказывает старику-черкесу лишь самые яркие эпизоды своего трехдневного скитания: созерцание раскинувшейся перед ним обольстительно роскошной природы; воспоминания о детстве в родном ауле и путь к аулу; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие его снова к монастырю; бред и сон. При этом в его рассказе главное внимание сосредотачивается не на объективных фактах и явлениях, а на отношении к ним, на впечатлениях о них, на возбужденных ими переживаниях. Каждый эпизод взволнованного рассказа Мцыри подчинен все более и более глубокому, разностороннему и обусловленному ( в этом одно из наиболее ярких проявлений новаторства поэмы) раскрытию внутреннего облика беглеца. В композиции поэмы огромна роль природы, естественных обстоятельств человеческой жизни, могущественно и чарующе прекрасных, укрепляющих Мцыри в его жизнелюбии.
  Романтический пафос поэмы ярко сказывается в языке. Её лексика представляет органический сплав задушенной и патетической фразеологии. Придавая исповеди Мцыри приподнятость и возвышенность, Лермонтов насыщает его речь словами и выражениями книжного , литературно-поэтического языка: “ Глазами тучи я следил”; “В торжественный хваленья час”; “Блаженство вольности познав”; “…Со всех сторон Дышала сладость бытия”.
  Возвышенно-поэтическому строю речи Мцыри содействуют и её крылатые, афористические выражения: “А душу можно ль рассказать?”; “Я знал одной лишь думы власть”; “Я б вырвал грешный мой язык!”.
  Поток огненно-гиперболических чувств, составляющих монолог Мцыри, обусловил интонационно богатую, сжатую, динамическую (“Трудами ночи изнурен, Я лег в тени. Отрадный сон Сомкнул глаза невольно мне”), эллиптическую фразу (“Ты жил – я также мог бы жить”), часто принимающую форму вопросов (“А душу можно ль рассказать?”) и восклицаний (“Ты жил старик!”).
  Задушевности исповеди беглеца помогают паузы и обрывы: “Прощай, отец … дай руку мне; Ты чувствуешь, моя в огне…”. Тому же служит и инверсировка, определяющая эмоциональные нажимы на тех или иных словах: “Прилег между высоких трав; Прислушался…”. Душевные борения Мцыри воплощаются в антитетическом построении фразы: “От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв”.
  Мятежно-волевая натура ведущего героя определила эмоциональную концентрированность подавляющего большинства эпитетов поэмы. Они строятся не на полутонах, оттенках и нейтральных красках, а на резкой определенности и полноте выражаемых ими чувств, предметов и явлений. Здесь “думы – пылкие”, “взор – гордый и непреклонный”, “очи – сладостные”, “страсть – пламенная”, “ человека глас – гордый”, “битвы – чудные”, “конь – могучий”, “песок – золотой”, “поля – пышные”, “свет – прекрасный”, “воздух – прозрачно-золотой”, “луч – палящий”. Повышая до предела действенность эпитетов, Лермонтов нередко ставит на них логические ударения: “Незримый дух ее поет”; “Непроницаемой стеной”.
  В том же ключе эмоциональной подчеркнутости, преувеличенности, полноты и необычности красок создаются сравнения. Здесь горные хребты – “причудливые как мечты”, курятся “как алтари”. Облака направляют свой бег, “как будто белый караван залетных птиц из дальних стран”. Шестилетний ребенок, “Как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник”.
  Мажорные, эмоционально экспрессивные по своей определяющей тональности изобразительные средства поэмы способствуют яркому раскрытию её идейной направленности – пламенной любви к жизни, стремления к свободе и героического протеста против неволи. Восторгаясь могучей силой выразительно-изобразительных средств поэмы “Мцыри”, Белинский писал: “Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму”.
  Глубоко действенный, огненно-мятежный характер Мцыри удивительно полно воплощается в стихе поэмы – четырехстопном ямбе с мужскими рифмами и свободной строфикой. “Удар меча” – так назвал Белинский мужские рифмы этой поэмы, усиливающиеся их смежной расстановкой. Задушевности стиха, выражающего сердечную исповедь беглеца, много содействуют и многочисленные переносы. В стремлении к подробной психологической обрисовке внутреннего облика Мцыри, в изображении обстоятельств, сформировавших его характер, проявились реалистические тенденции поэмы.

  Прежде всего, «Мцыри» — романтическая поэма благодаря той экзотике, которая ее наполняет.
  Кавказ... Горные кручи, мрачные ущелья. Сильные, свободолюбивые люди, которые могут подчинить свою жизнь одной глубокой страсти.
  Тема Кавказа давно была традиционной для русской романтической поэзии. Вспомним «Кавказский пленник» Пушкина, кавказские повести Бестужева-Марлинского. Чем же -привлекал романтиков этот край? Почему не ( Сибирь с се бескрайними просторами, не широкое раздолье Волги? Видимо, для романтиков было очень важно, что Кавказ — это место, где человек из-за постоянных войн находится как бы на грани жизни и смерти, что придает человеческому существованию особое напряжение. Недаром оставшийся в памяти Мцыри облик отца не несет никаких бытовых черт:

  А мой отец? Он как живой
  В своей одежде боевой
  Являлся мне, и помнил я
  Кольчуги звон, и блеск ружья,
  И гордый непреклонный взор.

  Кроме того, Кавказ стал источником вдохновения для русской романтической поэзии благодаря своей пышной, величественной природе, так не похожей на природу русскую - скромную, даже скудную, в сравнении с кавказской. Вот типично романтический пейзаж:

  Кругом меня цвел Божий сад;
  Растений радужный наряд
  Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

  Читаешь и думаешь: счастливы романтики, умеющие видеть в жизни за бытом — бытие. Действительно, капли атмосферной влаги (вспомним школьный «круговорот воды в природе»!) — это для поэта-романтика «небесные слезы». Романтическая поэзия — это зов в какой-то идеальный, невидимый мир, это шанс для нас стать духовно богаче.
  Но, конечно, не только место действия делает «Мцыри» романтической поэмой. Главное - герой. Романтическая личность обычно противопоставлена миру, не похожа на всех остальных людей, и в изображении лермонтовского героя постоянно подчеркивается его отъединенность от всех, даже отщепенство («грозой оторванный листок»):

И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал...

  Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы:

За несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве шрал,
Я б рай и вечность променял.

  Натура гордая, неизмеримо-глубокая... Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который может сказать о себе: «Я знал одной лишь думы власть»,— вот стихия романтизма.
  Мне кажется, что именно романтическая тональность делает мир «Мцыри» таким трагическим. Вспомним «Кавказского пленника» Л.Толстого, где изображаются те же края. Вспомним благополучно вернувшегося на родину Жилина (да и Костылина). И рядом с ними - Мцыри, обреченный на гибель. Обреченный - потому что он романтик по своей душе.



Комментариев нет: