Карта сайта

среда, 3 октября 2012 г.

Культура и цивилизация



Цивилизация (< лат. civilis – гражданский) – многозначное понятие, употребляется в культурологи и политологии, во-первых, как синоним культуры, как её степень, следующая за варварством, и, во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо её высшей стадией. Современный уровень Ц. характеризуется прежде всего научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основным их которых  являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.

Люсьен Февр, видные представитель школы “Анналы” отмечает, что во Франции слово “цивилизация” в печатном виде обнаруживают только в 1766 году. Однако до того как родилось имя существительное в литературе употреблялся глагол “цивилизовать” и причастие “цивилизованный’. Полвека спустя Декарт в “Рассуждении о методе” явно противопоставляет понятия “цивилизация” и “дикий”.
Впоследствии “цивилизация” становилась многозначным понятием. Во-первых, цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в XVIII в. в трудах Вольтера.
В XIX в. значение слова было расширено и помимо обладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь “цивилизованного поведения” слово стало применяться и для характеристики стадий развития человечества. Льюис Морган выразил эту идею в названии своей книги “Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации (1877).
Третий смысл понятия “цивилизация” заимствован английской литературой из немецкого языка. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации. Р. Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах.

Русский философ Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа”(1869)  называл некоторые основные закономерности или законы возникновения, роста и заката цивилизаций:
1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.
2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.
3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди неарийских или восточных народов потерпели крах…

 Цивилизация, по мнению Шпенглера, обычно кончается смертью, ибо она есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация же, как полагает Шпенглер, есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности земли. Культура национальна, цивилизация же – интернациональна. Цивилизация – это мировой город.


При сопоставлении культуры и цивилизации первая оценивается как сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных обнаружений человеческой активности. Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия.


 Школа «Анналов» («новая историческая наука») — научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали на замене классической «истории-повествования» «историей-проблемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обществе связи: экономические, социальные, культурные.
Морган Льюис Генри (1818—1881) — американский этнограф, основоположник научной теории первобытного общества, прогрессивный общественный деятель, исследователь общества американских индейцев. Основное сочинение: «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса через варварство к цивилизации».



Комментариев нет: