Цивилизация (< лат. civilis – гражданский) – многозначное понятие, употребляется в
культурологи и политологии, во-первых, как синоним культуры, как её степень,
следующая за варварством, и, во-вторых, как особый тип органической
целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо её высшей стадией.
Современный уровень Ц. характеризуется прежде всего научно-техническим
прогрессом, а также наличием определенных признаков, основным их которых являются: урбанизация, социальная
стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой
личности, внешняя жизнедеятельность.
Люсьен Февр, видные представитель школы “Анналы” отмечает,
что во Франции слово “цивилизация” в печатном виде обнаруживают только в 1766
году. Однако до того как родилось имя существительное в литературе употреблялся
глагол “цивилизовать” и причастие “цивилизованный’. Полвека спустя Декарт в “Рассуждении
о методе” явно противопоставляет понятия “цивилизация” и “дикий”.
Впоследствии “цивилизация” становилась многозначным
понятием. Во-первых, цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением,
т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о
цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в XVIII в.
в трудах Вольтера.
В XIX
в. значение слова было расширено и помимо обладания воспитанностью и навыками,
помогающими достичь “цивилизованного поведения” слово стало применяться и для
характеристики стадий развития человечества. Льюис Морган выразил эту идею в
названии своей книги “Древнее общество, или Исследование путей человеческого
прогресса от дикости через варварство к цивилизации (1877).
Третий смысл понятия “цивилизация” заимствован английской
литературой из немецкого языка. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата
приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения стало постепенно
заменяться понятием цивилизации. Р. Редфильд, например, понимал цивилизацию как
воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых
обществах.
Русский философ Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа”(1869) называл некоторые основные закономерности или
законы возникновения, роста и заката цивилизаций:
1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или
принадлежащие к одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип,
если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.
2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен
достичь политической независимости.
3. Основные принципы цивилизации одного
культурно-исторического типа не передаются народам культур другого
исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая
большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций.
Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди
неарийских или восточных народов потерпели крах…
При сопоставлении культуры и цивилизации первая оценивается
как сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных
обнаружений человеческой активности. Цивилизация же олицетворяет материальные
формы бытия.
Морган Льюис Генри (1818—1881) — американский этнограф, основоположник научной теории первобытного общества, прогрессивный общественный деятель, исследователь общества американских индейцев. Основное сочинение: «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса через варварство к цивилизации».
Комментариев нет:
Отправить комментарий