Карта сайта

четверг, 4 октября 2012 г.

Логические операции с понятиями. Определение как прием познания


I. Отношение рода и вида

На предыдущей лекции мы познакомились со структурами понятий, с их видами и видами отношений между ними. Но главная цель теории понятия состоит в том, чтобы овладеть понятиями как некими средствами познания, выработать практические навыки правильного оперирования ими. Приступая к изучению операций с понятиями, мы подходим как раз к выяснению таких аспектов, которые позволяют приобрести эти навыки.
Здесь мы имеем в виду некоторые основные операции с понятиями, к числу которых относятся обобщение, ограничение и деление понятий. Частным видом деления является классификация. Обычно к числу операций с понятиями относят также и определение. Но это связано с неправильной трактовкой этой операции как операции, посредством которой раскрывается содержание понятия. Посредством определения понятия обычно вводятся в науку, хотя это не единственная функция данного приема познания.
В основе логических операций с понятиями лежат отношения рода и вида. Так, к примеру, понятия «цветок» (А) и «роза» (В) находятся в родовидовых отношениях. Здесь понятие А имеет больший объем и обозначает род, а понятие В имеет меньший объем и обозначает вид этого рода. Соответственно этому первое понятие называют родовым понятием, а второе – видовым, при этом родовое понятие – то, которое подчиняет, а видовое понятие – то, что находится в отношении подчинения к родовому.
При осуществлении логических операций с понятиями необходимо провести анализ данных понятий естественного языка для определения родовидовых признаков, то есть установить родовой признак, задающий универсум рассуждения и видовое отличие. Для этого лучше всего использовать следующее выражение: «Всякий элемент объема понятия А является элементом объема В, но не каждый элемент объема понятия В является элементом объема понятия А».
Используем это выражение для определения родовидовых отношений между понятиями «кошка» – «млекопитающее». «Всякая кошка (А) есть млекопитающее (В), но не всякое млекопитающее (В) является кошкой (А)» – отношение рода и вида.
ü      Следует отличать отношение рода и вида от отношения части и целого. Признаки рода являются и признаками всех его видов, часть же не обладает признаками целого, поэтому свойства целого не могут автоматически переноситься на часть, и наоборот.
Используем выражение: «Всякий элемент объема понятия А является элементом объема В, но не каждый элемент объема понятия В является элементом объема понятия А» к определению отношений между понятиями «кислород» (А) – «атмосфера» (В). Получим: «Всякий кислород (А) есть атмосфера (В), но не всякая атмосфера (В) есть кислород (А)». Данное высказывание является ложным, поэтому его следует сформулировать по-иному: «Всякий кислород (А) есть часть атмосферы (В), но не наоборот» – отношение части и целого.

II. Обобщение и ограничение понятий
*  ОБОБЩЕНИЕ как логическая операция дает возможность получить знание о родовом понятии и видовом понятии. Обобщение есть мысленная операция, состоящая в переходе от признаков отдельных предметов к признакам, принадлежащим целым группам этих предметов.
*  Обобщение представляет собой логическую операцию не только над объемом, но и над содержанием понятия посредством перехода от видовых понятий к родовым. Этот переход представляет собой операцию убавления от признаков видовых понятий и увеличения объема родовых понятий согласно закону обратного отношения между объемом и содержанием понятия (увеличение содержание понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот). Другими словами, обобщение как логическая операция осуществляется в последовательном процессе нахождения ближайшего родового понятия по отношению к предыдущему, видовому.
Пределом обобщения понятия является категория. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя (к примеру, категориями являются такие понятия как «причина», «необходимость», «случайность» и т.п.).
Пример: Московский университет имени М.В. Ломоносова → Московский университет→ университет
*  ОГРАНИЧЕНИЕ – логическая операция перехода от родового понятия к видовому. При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом.
Пределом ограничения является единичное понятие.
Пример: Факультет высшего учебного заведения → факультет университета →гуманитарный факультет университета → гуманитарный факультет МГУ → филологический факультет МГУ

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изобразить с помощью кругов Эйлера. Так, к примеру:



Таким образом, при обобщении отбрасываются признаки, при этом содержание уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, наоборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b, с и т.д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.
ü      Следует помнить, что операции обобщения и ограничения понятий следует отличать от отношений целого к части (и наоборот). Например, неправильно обобщать понятие «городская улица» до понятия «город» или ограничивать понятие «педагогический институт» до понятия «факультет педагогического института», так как в обоих случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отношении части и целого.

III. Деление понятий: виды и правила деления, возможные ошибки в делении

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств).
При делении понятия объем делимого (родового) понятия раскрывается путем перечисления его видов

Например, делимое (родовое) понятие «инертный газ» делится на следующие члены деления (виды): «гелий», «неон», «аргон», «криптон», «ксенон», «радон».
ü      В зависимости от цели, практических потребностей одно понятие можно разделить по различным основаниям деления (например, по функционированию во времени вулканы делятся на действующие, уснувшие и потухшие; по форме – на центральные и трещинные).



ТАКСОНОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ – это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется на подклассы, являющиеся объемами видовых понятий по отношению к объему делимого понятия с точки зрения некоторого признака, называемого основанием деления

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЛЕНИЯ:
1.       Делимое понятие, то есть родовое понятие, объем которого раскрывается посредством деления.
2.       Члены деления, то есть видовые понятия, которые получаются в результате деления.
3.       Основание деления, то есть признак, который образует виды предметов, обобщенных в делимом понятии

ТАКСОНОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ



ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
Правильное деление понятия предполагает соблюдение определенных правил:
Правило 1. Деление должно быть соразмерным:
т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему (делимого) родового понятия.
Например: «Материки в современную геологическую эпоху делятся на Евразию, Африку, Австралию, Северную Америку, Южную Америку и Антарктиду».
ü      Если ряд членов деления исчисляется десятками, то для соблюдения правила соразмерности после перечисления некоторых членов деления пишут «и др.», «и т.п. » или «и т.д. »: «Личные документы – это заявления, автобиографии, расписки, доверенности, завещания, удостоверения, паспорта, свидетельства и др. »
Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:
Ø                             Неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия.
Пример: Энергия делится на механическую и химическую. Деление является неправильным, поскольку пропущены такие члены деления как электрическая энергия, атомная энергия.
Ø                             Деление с лишними членами. При этой ошибке среди членов деления встречаются понятия, не относящиеся к делимому понятию.
Пример: Углы делятся на прямые, тупые, острые и накрест лежащие. Здесь лишний член («накрест лежащие углы»).

Правило 2. Деление должно производится только по одному основанию.
В качестве основания деления каждый раз может быть использован только один признак, который не должен подменяться другим признаком.


При нарушении правила возникают ошибки:
ü                             Деление не по одному основанию. При этой ошибке в основание деления положен более, чем один признак и происходит перекрещивание объемов понятий, выражающих члены деления.
Пример: Растения делятся на съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние Деление неправильное, поскольку здесь не одно, а два основания деления.
Правило 3. Члены деления должны исключать друг друга,
т.е. не должны иметь общих элементов (пересекаться). Например «Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройства ввода – вывода».
Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деление осуществляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать друг друга.
При нарушении этого правила возникают ошибки:
1) Часы делятся на наручные, настенные, башенные, настольные, золотые, анодированные, песочные;
2) Птицы делятся на перелетные, зимующие и хищные.
В этих примерах члены деления не исключают друг друга. Это следствие допущенной ошибки смешения различных оснований деления.
Правило 4. Деление должно быть непрерывным,
т.е. нельзя делать скачки в делении.
Например, нельзя делить члены предложения на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, а надо сначала разделить на главные и второстепенные, а уже потом главные члены предложения делить на подлежащее и сказуемое.

IV. Классификация
Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т.д.
Классификация представляет собой систему таксономических или мереологических делений. Однако классификация, в отличие от деления, имеет ряд характерных свойств:
ü      это система последовательных делений;
ü      это характеристика свойств классифицируемых предметов;
ü      это структурализация, представленная в виде схем или таблиц.
Классификация сохраняется весьма длительное время, если она имеет научный характер. Например, постоянно уточняется и дополняется классификация элементарных частиц. От обычного деления классификация отличается относительно устойчивым характером. Чтобы классификация была правильной, необходимо выполнять все правила операции деления.
Различают два вида классификаций:
  1. Естественная классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков. Зная, к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д.И. Менделеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав Периодическую систему элементов, позволившую предсказать свойства не открытых еще химических элементов.
Естественная классификация животных охватывает до 1,5 млн. видов, а классификация растений включает около 500 тыс. Однако каждая классификация относительна, приблизительна, ибо существуют переходные формы. Иногда переходная форма составляет самостоятельную группу (вид). Например, при классификации наук возникают такие переходные формы, как биохимия, геохимия, физическая химия, космическая медицина, астрофизика и др. Переходные случаи мы встретим и при классификации частей речи.
  1. Вспомогательная классификация служит для более легкого отыскания предмета (или термина), поэтому осуществляется на основании их несущественных признаков. Они не позволяют судить о свойствах предметов (например, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг, журнальных статей). Примерами вспомогательных классификаций являются: предметные или предметно-именные указатели в словарях, справочниках, учебниках и т.д.; справочники лекарственных препаратов, расположенные в алфавитном порядке; алфавитный список наиболее употребительных названий ярких звезд.

V. Определение: структура, виды, правила и возможные ошибки в определениях
Операция определения является одной из наиболее важных в процессе познания. Она связана с основной проблемой, определяющей роль языка как средства коммуникации и познания, а именно, – с проблемой связи выражений языка с объектами, которые эти выражения должны представлять как знаки. Другими словами, операция определения связана с проблемой формирования предметных значений знаков языка, а вместе с этим и смысловых значений выражений языка. От наличия более или менее ясных определений терминов в том или ином изложении материала зависит ясность и точность этого изложения.
К сожалению, надо заметить, что в логике и эпистемологии до сих пор не было точного и до сих пор нет общепринятого определения самого термина «определение». В качестве рабочего можно предложить следующее:
Определение есть логический способ установления или уточнения связи языкового выражения с тем, что оно обозначает как знак языка. Этот способ состоит в придании выражению некоторого смысла (или уточнении, углублении имеющегося смысла), который выделяет то, что должно быть предметным значением данного выражения.
Цель определения: уточнить содержание используемых понятий. Задача определения состоит в выделении системы признаков, общей и отличительной для предметов, обозначаемых термином.
Логическими элементами определения являются:
1)      определяемое понятие (дефиниендум (Dfd) – выражение языка, к которому относится определение;
2)      определяющее понятие (дефиниенс (Dfn) – знаковая форма, выражающая смысл, придаваемый определяемому
Правильное определение устанавливает между ними отношение равенства (эквивалентности).

ОПРЕДЕЛЕНИЯ
по той функции, которую они выполняют в познании, делятся на:
             I.      НОМИНАЛЬНЫЕ: объясняющие значение слова, имени или термина, обозначающего конкретное понятие
          II.      РЕАЛЬНЫЕ: раскрывающие сущность или отличительные особенности определяемого понятия
Номинальные определения даются тогда, когда необходимо некоторое соглашение относительно смысла и способа употребления определяемого понятия (термина). В реальных определениях указываются существенные, отличительные признаки класса предметов, обозначаемого выражением языка.

по форме делятся на:
             I.      ЯВНЫЕ
определения, которые имеют форму «А есть В» или «А, если и только если В», где А – определяемое выражение, а В – определяющее. Определяемое выражение называется дефиниендумом (Dfd), а определяющее – дефиниенсом (Dfn)
Явные определения имеют вид: Dfd= df Dfn,
где Dfd – определяемое,
df= – равенство по определению,
Dfnопределяющее
Пример: В определении «Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления», «барометр» - определяемое, «это» - выражение, устанавливающее равенство по определению, все остальное – определяющее
Виды явных определений
РОДО-ВИДОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ – это такие определения, где определяющая часть начинается с указания родового признака определяемых предметов. Родовой признак присущ более широкому, чем определяемый признак, классу предметов.
К родовидовым относят определения:
§         Атрибутивные или атрибутивно-реляционные. В них видовыми отличиями являются качества и свойства, присущие предметам самим по себе, а также отношения предметов к другим предметам.
Пример: Квадрат – это ромб с прямыми углами.
«Ромб» - родовой признак, «прямоугольный» - видовое отличие.
§         Генетические. Здесь в качестве видового отличия выступает способ происхождения, образования предметов.
Пример: Квадрат – это ромб, получаемый взаимно перпендикулярной установкой его смежных сторон.
«Ромб» - родовой признак, а видовое отличие указывает на процедуру построения квадрата из ромба.
§         Операциональные. В них признак указывает на действие, с помощью которого можно распознать определяемый предмет из рода. В отличие от генетических определений они описывают операцию отличения предмета и не указывают на происхождение, способ создания предмета.
Пример: Квадрат – это такой ромб, что если к любой из его сторон приложить основание транспортира, совместив нулевую точку с вершиной, то примыкающая к ней сторона соединит нулевую точку и отметку на шкале «90 градусов»
§         определения через перечисление. В них в определяющей части просто перечисляются те предметы, которые подпадают под определяемое понятие.
Пример: Соучастник преступления – это организатор, исполнитель, пособник и подстрекатель.
§         определение через абстракцию. В них содержатся указания особого рода отношений. Такое равенство указывает на то, что предметы (будучи разными) обладают одинаковой величиной какой-то своей характеристики. Последняя представляет собой то общее у предметов, что делает их равными друг другу в конкретной (определенной) ситуации.
Пример: Вес – это общее, что есть у всех материальных предметов, когда они уравновешивают чаши весов.

          II.      НЕЯВНЫЕ
это определения, которые не имеют формы равенства:
Dfddf Dfn
В неявных определениях определяемое и определяющее не имеют четких различий, то есть нельзя достаточно отчетливо выделить определяемую и определяющую части
Виды неявных определений
Неявные определения делятся на следующие виды:
§         контекстуальные. В контекстуальных определениях выясняется смысл контекста, в который входит определяемый термин (понятие). Контекстуальные определения представлены в двух видах.
Во-первых, контекстуальными являются такие определения, в которых смысл, значение термина (содержание неизвестного понятия) определены соответствующим контекстом, на основе анализа которого определение может быть сформулировано в явной форме.
Во-вторых, контекстуальными являются такие определения, в которых выяснение смысла, значения термина сводится к определению контекста. Здесь контекст выступает в качестве определения и представляет собой текст, состоящий из ряда высказываний, в которых употребляется определяемый термин (понятие).
Примеры:
1)      Так, контекст помогает выяснить, что «заткнуть за пояс» означает «превзойти кого-либо»:
«Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку: скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочесть, ни написать, ни ответу дать» (А. Афанасьев); «Стареешь ты, Фишка. – Старею? – удивился тот и хвастливо сказал: – Я еще молодого за пояс заткну!» (Г. Марков).
2)      Понятие «золотая середина» – образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений, – отражено в следующих контекстах:
«Все б – в крайностях бродить уму, а середина золотая все не давалася ему!» (А. Блок); «Кареты разъехались. Мать даже всплакнула: – Всегда вы умудряетесь доводить страсти до критических крайностей. Ах, Фике, как хорошо знать золотую середину...» (В. Пикуль).
*  индуктивные такие, в которых определяемый термин используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла. Примером индуктивного определения является определение понятия «натуральное число» с использованием самого термина «натуральное число»:
1.1 – натуральное число.
2. Если п – натуральное число, то п + 1 – натуральное число.
3. Никаких натуральных чисел, кроме указанных в пунктах 1 и 2, нет.
С помощью этого индуктивного определения получается натуральный ряд чисел: 1, 2, 3,4... Таков алгоритм построения ряда натуральных чисел.
§         рекурсивные. Это специально-научные определения очень похожие на индуктивные, но применяются для задания не классов предметов, а некоторых функций.
Пример: Определение операции возведения в степень: 1. a1=a;
                                                                                                2. a(n+1)=an×a.
§         аксиоматические. Это специально-научные определения, в которых содержание терминов задается системой аксиом, куда входит определяемое понятие.
Пример: Содержание понятий «точка», «прямая», «плоскость» задается аксиомами геометрии Евклида.

Чтобы определение было правильным, надо соблюдать следующие правила:
ПРАВИЛО 1. Определение должно быть соразмерным.
Объем определяемого термина должен быть равен объему определяющего термина: Dfd=Dfn
Пример: Криминалистика – юридическая наука о раскрытии преступления.
При нарушении этого правила возникают ошибки:
§         Слишком широкое определение. При этой ошибке объем определяющего термина больше объема определяемого понятия. Символически: Dfn>Dfd
Пример: Костер – источник тепла.
§         Слишком узкое определение. При этой ошибке объем определяющего термина меньше объема определяемого термина. Символически: Dfn<Dfd
Пример: Вершина – самая высокая часть холма.
ПРАВИЛО 2. Определение не должно заключать в себе круга.
Данное правило предполагает:
1)      в определяющей части явного определения не должно встречаться определяемый термин;
2)      термин, встречающийся в определяющей части любой системы определений, не должен определяться через определяемый термин.
При нарушении этого правила возникают ошибки:
§         Порочный круг (круг в определении). При этой ошибке смысл термина из определяющей части первого определения раскрывается в другом определении посредством использования первого определяемого.
Пример: Материя – это все, что не сознание, а сознание – это все, что не материя.
§         Тавтологичность определения. При этой ошибке определяющий термин повторяет определенный термин, только другими словами.
Пример: Женатый человек – это тот, который женат
или          Количество – характеристика предмета с его количественной стороны
ü      Логически некорректным является употребление таких, например, тавтологий, как «масляное масло», «трудоемкий труд», «порученное поручение», «прогрессирующий прогресс», «заданная задача», «изобрету изобретение», «поиграем в игру», «памятный сувенир», «подытожим итоги», «старый старик» и др. Иногда можно встретить выражения типа «Закон есть закон», «Жизнь есть жизнь» и т.д., которые представляют собой прием усиления, а не сообщения в предикате какой-то информации о субъекте, так как субъект и предикат тождественны. Такие выражения не претендуют на определение соответствующего понятия: «закон», «жизнь» или др.
ПРАВИЛО 3. Определение должно быть ясным.
Данное правило предполагает:
1)      знание содержания и значения, входящих в определяющую часть терминов;
2)      понимание смысла всей определяющей части в целом.
При нарушении этого правила возникает ошибка:
§         Неясное определение. При этой ошибке определяющий термин – двусмысленный, метафорический, непонятный.
Пример: Такса – колбаса с лапками. «Лень – мать всех пороков»; «Природа – это наука, способствующая пониманию вопросов, относящихся к духовной истине» (Р. Эмерсон); «Упрямство – порок ума»; «Такт – это разум сердца» (К. Гуцков); «Неблагодарность – род слабости» (И.В. Гете).
VI. Приемы, сходные с определением
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий – приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.
  1. Описание состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание дает чувственно-наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные признаки. Приведем возможное описание картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» «Мадонна с сыном на руках, легко ступая по облакам, несет его людям. В ее лице – предвидение неизбежной гибели сына и в то же время готовность принести его в жертву во имя блага человечества. Взгляд младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна – олицетворение тревоги и скорби. Ее образ обладает большой нравственной силой».
Описания широко применяются в различных жанрах художественной литературы (например, описание Л.Н. Толстым внешности Анны Карениной, описание Н.В. Гоголем внешнего облика Плюшкина, Собакевича и других литературных героев, описание пейзажей, деревьев, птиц и т.д), в исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов военачальников, монархов и других личностей).
При розыске преступников дается описание их внешности, и в первую очередь особых примет, чтобы люди могли их опознать и сообщить об их месте нахождения.
  1. Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних существенных свойств человека, явления, предмета, а не описание его внешнего вида. Иногда она дается путем указания одного признака. К. Маркс называл Аристотеля «величайшим мыслителем древности», а Луначарский характеризовал Клима Самгина (героя романа М. Горького) как «микроскопическую индивидуальность на больших каблуках самомнения». К. Д. Ушинский писал: «Леность – это отвращение человека от усилий».
В книге рекордов Гиннеса (1988 г.) даны такие характеристики:
«Сергей Бубка (СССР). Первый прыгун с шестом, преодолевший шестиметровый рубеж»;
«Сэр Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия). Его выдающееся достижение заключается в том, что он первым покорил Эверест»;
Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед собой. Характеристика этих персонажей позволяет четко, метко подметить типичные черты того или иного собирательного образа.
  1. Часто применяется сочетание описания и характеристики. Оно используется при изучении химии, биологии, географии, истории и других наук. Например: «Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета, с резким запахом. Главное свойство нефти – горючесть. При сгорании нефть дает больше тепла, чем каменный уголь. Нефть залегает глубоко в земле». Этот прием часто используется и в художественной литературе.
  2. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род и видовое отличие.
Объяснение понятия «животный мир пустыни» происходит путем перечисления видов ее обитателей: верблюд, антилопа-джейран, черепаха, ящерица варан, кулан и др. Понятие «полезное ископаемое» объясняется перечислением видов (примеров): нефть, каменный уголь, металлы и др.
  1. Разновидностью этого приема являются остенсивные определения, к которым часто прибегают при обучении иностранному языку, когда называют и показывают предмет (или картинку с его изображением). Так же иногда поступают при разъяснении непонятных слов родного языка.
  2. Другим приемом, заменяющим определение понятий, является сравнение – установление сходства сопоставляемых предметов. «Река – это поистине вечно длящийся карнавал, и всякий месяц она может похвалиться новыми красками» (Р. Эмерсон). «Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб» (Т. Тэсс). К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В. А. Сухомлинский использовал сравнение мозга ребенка с цветком розы: «Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, – с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма».
В науке сравнение позволяет выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: «Тело медузы студенистое, похожее на зонтик»; «Почки – небольшие парные органы, имеющие форму бобов»; «Цветок гороха напоминает сидящего мотылька»; «Завязи пестиков шиповника скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал». Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.
Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: «Грубость – такое же уродство, как горб».
Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: «как», «как будто», «словно» и др.
  1. Различение – установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов: «Быть моряком – это не только профессия. Это страсть, призвание, это клятва в верности морю». «Человек бесхарактерный – это не человек, а неодушевленный предмет» (Н.С. де Шамфор).

В заключении отметим, что приемы, сходные с определением, зачастую используются не только в качестве самостоятельных приемов познания. Их применение довольно часто предпосылается определениям, что представляет собой важный педагогический прием, во многом облегчающий понимание и усвоение определений. Важно заметить и то, что те, кому предназначено определение, должны стараться по возможности зрительно представить себе те объекты и ситуации, которые вводятся определением, то есть пытаться связать их с какими-то образами. Известно, что какие-то зрительные конструкции можно сформировать даже тогда, когда речь идет об абстрактных, ненаблюдаемых объектах. Таким образом, определения становятся более «осязаемыми», запоминающимися, и во всяком случае это облегчает использование определений.


1 комментарий:

Фимпус комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.