1. Автобиографическое начало в стихах и поэмах Мордовиной(поэмы "надежда", "продолжение", стихотворения "характер", "пятеро", "счастье", неразрывная связь".). Черты характера и эмоциональные особенности лирической героини поэтессы.
2. Как изображается астраханская природа и действительность в поэзии Мордовиной.(Как в Астрахани ночи хороши", "ахтуба", "лотос", "Иволга", "Белые башни кремля" и тд). Публицистичность стихотворений поэтессы.
3. Историческая тема в творчестве поэтессы("Кое что о старине...", "Незабываемое, или как сгорела "Аркадия")
4. Художественные особенности поэмы Мордовиной "Жаркое лето"(Петр 1 в Астрахани":
а) художественное изображение жизни астраханцев накануне приезда петра 1, конфликт в поэме;
б) образ царя-преобразователя, противоречивость его души, последствия приезда Петра1 в астрахани;
в) своеобразие композиции поэмы, ее фольклоризм.
5. Тема ВОВ в творчестве Шаховского. "Война" и "мир" как лейтмотив лирики поэта. Способы снижения официального патриотического пафоса в стихах посвященных дню победы. Приведите примеры.
6. Как реализует себя в творчестве поэта тема рыболовецкого труда? Разные аспекты этой темы. Приведите примеры.
7. Тема любви к родному краю, к родной природе. Слияние мотивов любовной лирики и пейзажной лирики. Приведите примеры.
8. Как воплощается образ Астрахани и история города в цикле "Стихи об астрахани"?
1.Как правило стихи начинают писать смолоду. Нинель Мордовина как поэтесса родилась уже в зрелые годы. Война застала ее еще девчушкой, «наградив» с детства лишениями, «стужей на сто лет», стужей столь пронзительной, что и через полстолетия после Победы она напоминает о себе горькими реминисценциями в стихах и недевичьей специальностью «токарь», казавшейся самой почетной в те дни:
Меня шатало после смены –
Всю ночь заказ для фронта шел…
А дома не было полена,
И ноги жег холодный пол…
(«Характер»)
Стихотворение "Характер". Оно о боли военных лет. Для поэтессы этот отрезок жизни очень важен. Именно в те годы закаляется характер будущей поэтессы. Сюжет этого автобиографического стихотворения незамысловат. Девочка - токарь, отстояв смену на заводе, возвращается домой, а дома - старуха бабушка да младшие братья, да нетопленая изба, да колода, неподдающаяся топору.
И тогда, собрав все силы,
Каких не знала за собой,
Я так топор в тот вяз всадила,
Что в нем увяз он с головой.
(«Характер»)
Стихи о войне - одна из главных тем творчества Мордовиной. В них поэтесса говорит не только о себе; рядом с ней близкие, люди, работающие на заводе. С болью в сердце она пишет о тяжелых суровых годах в жизни всех людей страны.
Образы - символы помогают понять жизненную позицию Н.Мордовиной; для нее настоящая жизнь - в страсти, кипучести. Это роднит поэтессу с Мариной Цветаевой, которую она считает своим кумиром, очень любит ее стихи. (Может быть, именно поэтому нашу встречу с поэзией Н.Мордовиной мы ассоциируем с прочтением альбома? Помните столь любимый ею цветаевский «Вечерний альбом»?)
Н.Мордовина видит смысл своей жизни в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного труда, побеждало быт. "Стихи - есть бытие," - так утверждала Марина Цветаева, так же говорит Н.Мордовина.
Для лирической героини Н.Мордовиной жизнь - это любовь к жизни, к близким, к любимому. "Нельзя без солнца и любви..." - восклицает поэтесса. В ее стихотворениях доминирует философское отношение к жизни:
Мир - он не вокруг нас,
Он - внутри,
Выстроенный, выстраданный нами.
Лирическая героиня поэтессы - это воплощение милосердия, чистоты, любви, красоты, особой роли женщины. Все это можно увидеть в автобиографической поэме "Продолжение", в стихах "Пророки", "Все сетовала: мне цветов не дарят...", "Ложь" и многих других.
А это – очень личная страница, она о самом главном в жизни любой женщины…о её переживаниях, мучительных размышлениях…
Рассуждая о материнском счастье, Н.Мордовина пишет не только о своей любви к детям, но и гордости за них. В стихотворении "Пророки" поэт-женщина думает о своих годах. Старость для нее не страшна, т.к. она неразрывно связана с детьми.
... Подрастают мужики,
Значит, будут бабке внуки –
Хлопоты на все деньки .
В 1945 году Мордовина выходит замуж за военного летчика. Куда только не забрасывает их судьба! Эстония, Ленинград, а в 1956 году они переезжают в Ахтубинск. В семье уже четыре сына, требующих внимания, заботы, любви матери. Вскоре в семье происходит важное событие - из детского дома взяли девочку.
Прошли годы, Н.Мордовина с гордостью вспоминает, что вырастила сынов - защитников родины и дочь - женщину, продолжательницу рода человеческого: «Пусть недоесть, пусть недоспать, на пятеро окликнут: «Мать!».
В поэме "Продолжение" Н.Мордовина говорит о преемственности поколений:
На землю девочка пришла –
Мое прямое продолжение.
В поэме эта мысль становится центральной. Сколько ЛЮБВИ И ЧИСТОТЫ в радости материнского счастья, сколько переживаний в сердце матери за будущее своего ребенка:
Тебе совсем не надо знать,
Что жизнь - она с обвалами...
Поэтесса знает дорогу к счастью, готова указать этот путь. Только Любовь может обойти «бед излучины», только любовь
Всех зол сильнее на земле.
Она всего дороже нам...
Размышляя на страницах поэмы о будущем, поэтесса не только указывает верный путь в жизни, но и предостерегает, учит.
Не каждому на свете удается
Путь отыскать к волшебному колодцу
Любви...
Ах, девочка, ты только не спеши.
Любовь лирической героини Н.Мордовиной - это "несказанный свет", который "сжигает нас". Эту любовь Мордовина испытывает к тем, «кто стал на свете всех родней» и ко всему человечеству. Как не вспомнить горьковского Данко, прочитав строки из поэмы:
Когда придет твой час - в ее огонь,
Когда положишь на огонь
И полное огнем любви твоей.
Само название поэмы "Продолжение" говорит о высоком предназначении женщины.
Века собой продли
На древе жизни - ветвью:
Тебе - тысячелетья!
Не раз обращается поэтесса к вопросам: "родиться женщиной - удача или нет", "в чем женское счастье?" Ответы на них можно найти в ее стихотворениях: "счастье женское - всегда любимой быть ", счастье - это "дом, полный доброты, любви и света", счастье - это дети, "четыре сына - гордость и опора", счастье - это любимая работа, для Н.Мордовиной "поэзии прекрасные просторы", счастье - это "верные друзья. Таким образом, счастье для Н.Моровиной - это множество частей, составляющих радость жизни.
2.
Лирическое начало в творчестве Н.Мордовиной связано с волжским Понизовьем, проникновенно говоря о котором, поэтесса воссоздает его колорит: то «над Волгой иволга мелькает молнией», то «лотос – дар уходящего лета – зажигает в протоках огни» и «река блестит, как рыбья чешуя».
Тема родного края, его природы стали центральной в творчестве Н.Мордовиной. Взгляд на природу у Н. Мордовиной не описательный, а проникновенный. Все подмечает доброе сердце: и "Как в Астрахани ночи хороши!", и Ахтубу, речку-вольницу, и как…
Скоро снова у самого устья
Волга алый накинет платок, -
Это сотни бутонов распустит
Лотос - дельты заветный цветок.
Поэтесса, воспевая природу, красоту родного края, призывает к бережному отношению к ней:
Что с тобою, Волга, сделали?
Не рекой течешь - бедой...
Волны злой отравой налиты,
Словно душенька тоской.
Нам бы жить по-человечьему
Чтоб из Волги воду пить.
Поэтесса живет среди нас, вроде бы ходит по тем же улицам города, но видит то, что порой не замечаешь, соотнося себя с каждой гранью этого мира.
Как в Астрахани ночи хороши!
Брожу, не уставая, до рассвета.
И воздух из цветастой кружки лета
Смывает лень и суетность с души.
Стоит вокруг такая тишина, -
Хоть режь ножом – и ломоток – на память.
Над городом, над Волгой, над веками
Переплывает через ночь луна.
(«Как в Астрахани ночи хороши!..»
Поэтесса Галина Ефремова вспоминает о своей подруге, Нинэль Мордовиной, как об истинной жительнице Астраханского края, воспевающей его красоты: «Обе студентки инъяза, влюблённые в далёкий Париж и родную Астрахань, мы частенько забавлялись тем, что проводили полушутливые параллели: Успенский собор по красоте своей не уступает Собору Парижской Богоматери, телевизионная вышка издалека похожа на Эйфелеву башню, а Сена с её знаменитыми мостами не многим шире нашего Кутума и т.д. И только для великой Эдит Пиаф сравнения не находилось. Подобной певицы не было и не будет не только в Астрахани, но и во всём мире. Теперь я могу сказать другое: как не представляю я себе Парижа без Эдит Пиаф, я не мыслю Астрахани без Нинели Мордовиной. Именно она воспела Астрахань как никто другой. Воспела её улицы и улочки, астраханцев и астраханочек, Ахтубу и Волгу, и степь, и раскаты, и Баскунчак, и «моречко» Каспийское. Мощно и торжественно звучал её поэтический голос. Радостью и гордостью переполнялось сердце за любимый город, родимый край, его уникальную природу. Трудно сейчас себе представить, что Нинель Александровна родилась и выросла совсем в других краях. Астрахань стала её второй, настоящей родиной. Только астраханка до мозга костей могла сказать так: «Солнце сонным золотым сазаном медленно вплывает в синеву»…, «Когда нагонит воду в култуки весенняя, ознобная моряна, и в них заплещет, словно лещ икряный, луна»…, «Недоеденная дыня – над курганами луна»… «Мне в гортанных песнях казахов слышен ветра степного лёт»…,«Река блестит, как рыбья чешуя»…, «Здесь даже звёзды кажутся сигналами ночных судов, вплывающих в затон»… или: «Астрахань…Имя – тайна, слитое не случайно из звезды и цветка»…»
Не зря одна из литературных премий Астраханской области названа именем поэтессы. Ежегодный литературный конкурс имени Нинель Мордовиной собирает около 50 молодых писателей и летераторов, что способствует сохранению культурных ценностей среди молодежи. Основная цель премии является развитие литературного творчества молодых и начинающих авторов Астраханской области и увековечивание памяти известной астраханской поэтессы Нинель Александровны Мордовиной и воспевание красоты Астраханского края. Неподражаемым мастером этого дела, певцом Астраханской земли была именно Н. Мордовина:
Словно лебедь белая,
По-над Волгой синей
Выплывает Астрахань
Пристанью России.
Веют ветры с Каспия,
Со степей горячих...
Астрахань, ты, Астрахань –
Город мой рыбачий! …
(«Астрахань»)
3. Любовь к родному краю нельзя отделить от знания и понимания его истории. Нинель Мордовина рассказывает о своей жизни в Астрахани, для читателей, представителей последующих поколений, эти стихи – портер времени. Поэтесса в своих стихах прогуливается по городу, рассказывая о том, как сгорел деревянный театр Аркадия, творение искуснейших мастеровых («Незабываемое»); заказывает торт «от Шарлау» в своем «маленьком Париже» («Город и горожане»).
Очень верно оценила Нинель Мордовина потерю уникального памятника архитектуры, деревянного театра. Уже через несколько лет после смерти поэтессы заговорили о том, чтобы восстановить строение. Главную сцену празднования 450-летия Астрахани декорировали под деревянный театр Аркадия, что многое говорит о значимости как самого театра, так и его потери.
Еще вчера ходили на поклон
К реликвии прекрасной астраханцы.
Сегодня пляшет пламя на стене,
Кровавя слезы на щеках актера.
Художники стояли в стороне –
Бессилие порой страшней позора:
Торжествовало пламя над трудом
Искуснейших мастеровых России…
(«Незабываемое»)
С именем астраханской поэтессы всесоюзный читатель познакомился в 1973 году. В издательстве «Советская Россия» выходит поэтический сборник "Ахтуба" В него были включены лучшие стихотворения прежних лет и новые. В этом сборнике поэтесса рассказывает о своей большой дружной семье, о Волге, о женском сердце, вспоминает войну. Впервые в этой книжке появляется новая тема - историческая. Интерес к прошлому в этом сборнике только наметился. Впоследствии эта тема в творчестве Н.Мордовиной занимала центральное место.
Ряд небольших поэм Мордовиной представляет своеобразные стилизации. Такова историческая поэма о Петре I в Астрахани «Жаркое лето», поэма «Надежда» о казахской красавице Кельдихан, стилизованная под фольклор, присказка «Кое-что о старине…» о молодцах – астраханских купцах. Подкупают их лёгкий, звучный, гибкий стих, богатый пиррихиями ямб с разнообразным чередованием рифм.
Ах, какие молодцы
Астраханские купцы! –
Для красы земли родимой
Строили дома-дворцы.
Не жалели кошелька,
Чтоб осталась на века
Красота людских творений,
Без которых жизнь – тоска.
(«Кое-что о старине»)
4.
Пристальное внимание истории и фольклористике уделено в поэме "Жаркое лето" (Петр Первый в Астрахани). Поэтесса серьезно работала над произведением. Интерес к петровской эпохе Н.Мордовина объясняет личностью Петра, его преобразовательной деятельностью, а также субъективными мотивами. По семейному преданию, муж поэтессы происходит из рода, чей предок во времена Петра получил от царя фамилию, образование, чин капитана, корабль под свое начало, превратившись из неграмотного мордовского паренька в сподвижника царя-реформатора. Н.Мордовина путешествовала по историческим местам, связанным с именем Петра, собирая материал для поэмы.
Поэма "Жаркое лето" впервые издана в 1991 году в сборнике "Иволга над Волгой". Историческая основа поэмы - приезд Петра в Астрахань для подготовки персидского похода. Петр Первый с императрицей Екатериной прибыл в город Астрахань 19 июня 1722 года, сопровождала их многочисленная свита. Город встретил императора торжественно и шумно.
Астрахань интересовала царя давно: ее выгодное географическое положение, судоходная река, имеющая выход к Каспийскому морю, дорога в Среднюю Азию. По указанию Петра в Астрахани разводятся тутовые сады, строятся шелковые фабрики, рыбная ловля передана под особое управление, налаживается производство селитры, которая шла на изготовление пороха, заводится аптекарский огород, сажаются сады и виноградники, дубовые рощи, строятся овчарные заводы, мостятся булыжником улицы. Император заботится о развитии в Астрахани промышленности и торговли, о просвещении. Были открыты цифирные (светские) школы. Изображая историческое прошлое, автор поэмы показывает не только бурную деятельность Петра, но и противоречивость его личности, его влияние на жизнь города и жителей.
Композиционно поэма построена так, что конфликт уже намечен в первой главе.
Не тешило грядущее свидание:
- Ужо кровя повыпустит из вен...
Притихла,
Притаилась в ожидании
Не лучших и несладких перемен
Купеческая Астрахань...
Страх жителей вполне объясним: еще свежи в памяти кровавые события восстания 1705-1706 годов, вызванных введением царских указов по преобразованию русской жизни. Город полнился слухами: "жужжал, как мухоловка, каждый двор", мнения разные, но сходится все в одном:
Ждет Астрахань царя,
Как ждут беды.
Прибывший царь знакомится с городом:
Царь дивился погоде
Отменно!
Трогал стены кремля –
Хороши!
А собор - лепота!
Но приезд царя - не праздное времяпрепровождение, а серьезные цели:
Жадно впитывал Волгу глазами:
Порту место вольней не найти...
Что ж, с Европой тягаться дерзали
И к Востоку проложим пути...
Крепостнице быть портом и - фортом,
Чтоб соседи дурить не могли...
Чтобы мирной, торговой дорогой
Стал нам Каспий во веки.
5.
БОРИС Шаховский (1921–1967) прошел всю Великую Отечественную войну в танковых войсках, награжден Орденом Красной Звезды и медалями. Первая книга его стихов вышла в 1950 году. О содержании книг говорят их названия: «Утренний прибой», «Костры на раскатах», «Каспийские зори».
Борис Шаховский ушел на фронт со студенческой скамьи. Прошел пекло Сталинграда и 4-й Украинский фронт. Он вернулся в родную Астрахань после серьезного ранения, получив инвалидность. Шаховским написано много правдивых стихов о Великой Отечественной. Вся его жизнь – это борьба с тяжелым недугом. Последние годы жизни Шаховский жил в Москве, подолгу лежал в различных клиниках. Он ушел из жизни в 45 лет – на взлете своего дарования.
Борис Шаховский был из того «литого поколения», что «обучали Павка и Чапай», поколения не выбирающего Родину, за которую должен умереть… Все это определило жизненную позицию автора:
Сшиблен с ног – сражайся на коленях!
Встать не можешь – лежа наступай!
Великая Отечественная война осталась «вечной перекличкой» в творческом сознании поэта, запечатлевшем высшую трагедию человечества. И хотя, как известно, «оружие карающего - свято», испытав на себе все ее тяготы, поэт-фронтовик заявляет:
Будь проклят тот, кто вынудит солдата
Бессмертие смертями добывать!
Вошли стихи Бориса Шаховского даже в учебники по истории и исторические зарисовки о войне:
«Мамаев курган. Овладев им прочно, противник господствовал бы над всем городом и над Волгой.
Бои здесь продолжались с 16 сентября до 2 февраля. Многие танковые немецкие дивизии поломали себе зубы.
В течение четырех месяцев немецкое командование, несмотря на огромные потери в живой силе и в технике предпринимало многократные попытки овладеть городом.
“Мы штурмуем Сталинград и возьмём его”, хвастливо твердил Гитлер. Тщетно?
Кого – то вычеркнет неслышно
Вот этот хмурый день войны.
А ведь из нас никто не лишний,
Мы все любимы и нужны.
(Борис Шаховский)
Через 4 дня кольцо окружения замкнулось. В нём оказалось 330 тыс. немецко-фашистских солдат и офицеров – 22 дивизии.
После ожесточенных сражений 2 февраля 1943 года ожесточенная группировка была ликвидирована. »
В стихах Бориса Шаховского не было советского пафоса, следов воспеваемого культа личности и т.п. Он писал то, что почувствовал и испытал сам. В стихах Шаховского нет героизации советского солдата, это скорее воспоминания простого парня, как и сотни тысяч других, попавшего в пекло войны:
У нас сложнее всех и проще:
В полсотне метров от врага
Который день в прибрежной роще
метет свинцовая пурга.
Мы очень молодые люди,
Но здесь на огненном ветру,
Не знаем, будем иль не будем
Во взводных списках поутру.
Кого-то вычеркнет неслышно
Вот этот хмурый день войны.
А ведь никто из нас не лишний,
Мы все любимы и нужны…
Шаховский снижает официальный патриотический пафос в своих стихах о войне. Яркий пример стихотворение «День Победы». Здесь поэт открыто говорит о контрасте Победы в восприятии людей: о том, что одни ликуют и воспевают, а другие «взглянув бессмертию в лицо» остаются верны простым человеческим ценностям и истинам.
Об этой дате
Сказочного роста
Взахлеб трубила пресса всей земли.
И лишь солдат российский
Молвил просто:
- Кури, ребята. Кажется, дошли.
Бойца до звезд поэты возносили,
А он, взглянув бессмертию в лицо,
Мечтал о том,
Как встретится с Россией
И как починит матери крыльцо.
(«День Победы»)
Всю оставшуюся жизнь война напомнила о себе тяжёлой болезнью. Стены больниц, койка и страстное желание жить и работать. Твёрдость и стойкость — хорошее качество стихов Бориса Шаховского. В лучших своих стихах он остается солдатом, главной целью которого является победа. Победа над собственной болезнью, стремление быть в общем строю строителей нового мира.
Стихи Б. Шаховского лишены пессимизма, украшательства, ложной многозначительности, они наполнены весомыми мыслями, зримыми деталями. Просто и тепло говорит поэт о благах жизни, о всём том земном, что возвышает человека, делает его счастливым и мудрым.
И труд, и любовь, и мужество в стихах Б. Шаховского живут рядом, наполняют их волнением и светом.
6.
Борис Шаховский прекрасно знал рыболовецкий промысел. Речные пейзажи, вольные просторы взморья и просто приметы жизни нашего края – «бакен-работяга с путеводной звездочкой во лбу», «рыбацкие рубленые хоромы», «голосистые буксирные суда», «путины пора золотая».
Один из аспектов рыболовецкой темы – быт ловцов. Шаховский знает насколько это тяжелый труд, однако суровый быт рыбаков он представляет в романтичном свете, придавая ему скорее оттенок свободы, нежели нищеты.
Разрубил костер потемки,
Пахнет дымом и ухой.
И огонь жует негромко
Хворост тонкий и сухой.
Котелок над пылом-жаром
Греет спину на огне;
В нем – как видно, для навару –
Две звезды на самом дне.
(«У рыбацкого костра»)
Еще один аспект этой темы – романтика рыбацкого ремесла, упорство самих рыбаков и их любовь к профессии.
Потому, видно, в здешнем народе,
Как в природе,
В одно сплетены:
Доброта голубых мелководий
И упорство морской глубины.
(«На шквальном взморье»)
7.
Одна из тем, которая четко прослеживается в творчестве Бориса Шаховского, тема любви к родному краю, к родной природе.
Слышать мне о Каспии случалось
Речи тех, кто нам не ко двору:
Жить бы можно, если б сбавить малость
Ярость ветра, адскую жару.
Нет уж, пусть грохочущим и будет
Знойный край, где лотосы цветут!
Шторму не сдающиеся люди
Не в стоячих заводях растут!
(«Знойный край»)
Шаховский создает очень яркий лирический образ астраханской природы. Причем не той, о которой имеет представление каждый астраханец. Поэт описывает те самые заповедные места, знакомые больше рыбакам.
Мое родное захолустье
Лиманов, речек и проток.
Там, как рассвет, вплывает в устье
Кувшинка – сказочный цветок.
(«Рыбачьи земли»)
К теме природы исподволь присоединяется и тема любви. Например в стихотворении «Журавли» Шаховский описывает привычную и вместе с тем удивительную по красоте картину – перелет птиц. Однако здесь скрыт образ человека, который ищет своё счастье. Паруса рыбацких лодок тоже вот-вот взлетят, «но нет, они не бросят Каспий, Пусть скоро стужа и метель: У нас не принято за счастьем Летать за тридевять земель.»
Опять вернутся журавли
И грустные расскажут сказки
О том, что счастья
8.
В цикле «Стихи об Астрахани» собраны все архетипические представления о нашем городе. Причем в цикле – настоящий срез времени. Так здесь рассказывается о том, каким был город до его отца, в бытность его родителя, каким был город при самом Шаховском.
Встречаются такие типичные представления об Астрахани, как богатство рыбных запасов края «Бессчётные волжские клады,Безмерное рыбное дно...»жара, повсеместная нищета, пожары старых в старых квартал, которые продолжаются и по сей день.
Переступая тяжело, неровно,
Верблюд волок свою большую тень.
Шёл рядом в ногу,
По этапу словно,
Пропахший рыбой астраханский день.
Есть в этих стихах и главный символ Астрахани – Кремль.
Теперь растут моих друзей мальчишки.
Всё тот же кремль дежурит на горе.
А где ж мещанский, тихий городишко
С чугунными ногами фонарей?
В глазах обывателя Астрахань вызывает следующий ассоциативный ряд: вобла, Волга, верблюды, Кремль, провинция. Таким город предстает и в стихах Шаховского. Однако в этом и заключается правдивость его поэзии: показать действительность и воспеть ее, не приукрашивая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий