Карта сайта

понедельник, 7 января 2013 г.

Игровая природа языка романа Саши Соколова "Школа для дураков"


Писатель Саша Соколов определяет себя как авангардиста "не столько по стилю, сколько по мировоззрению, по способу мышления" и считает, что его  "литературное поколение ... имело свою миссию, которая была связана с  модернистскими течениями" . Он "верит в авангард" и в  то, что "на русской почве он (авангард) может отличиться, как нигде". Уверенность Соколова основана на существовании в русской  культуре сильной авангардной традиции и на совершенно особом отношении этой культуры к речи, интересе собственно к слову, игре словом, на понимании его  самоценности. По мнению автора, речь, загнанная в рамки реализма,  "несчастна и бездыханна". Убираются рамки, то есть перестает  существовать контроль за словом, язык начинает развиваться, появляются новые  формы.
Соколов  не только мечтает "увидеть что-либо новое в плане языка" ("Я по  специальности, так сказать, стилист и пекусь в основном об этом". Писатель, на наш взгляд, добивается в своем творчестве значительных сдвигов в плане сохранения самобытности русского языка. Находясь долгие годы в эмиграции в чужой языковой среде, он ищет спасение в языке ("родина  превращается в язык".
Именно  язык, как интересно отмечают П.Вайль и А.Генис, "экспериментальная  делянка, на которой он выращивает свои образы, сад, в котором он срывает цветы  для икебаны, не стесняясь, как и изобретатели этого искусства, подчинять их  естественную форму своим художественным задачам".
"Его  русский язык гибок и богат на удивление, - пишет Т.Толстая, - он словно бы открыл в нем такие закоулки, оттер от пыли такие оттенки и отливы, которых мы не замечали".
Писатель сам указывает на носителя традиции, продолжателем которой он является. Это  В.Набоков, интересующий Соколова в первую очередь как стилист: "Набоков  работает  с языком, как и я вижу свою основную задачу - развитие языка. А язык  заключает в себе все, все концы и начала: язык сам по себе насыщен чувствами, идеями".
Для Соколова значим только тот автор, который изощренно владеет языком, заставляет  читателя забывать о сюжете. На своей "экспериментальной делянке" Соколов не только делает прививки, используя материал авторитетных для него  мастеров прозы, но и возделывает чрезвычайно благодатную почву: живой народный язык. Писатель говорит, что несколько лет, проведенных им в деревне, среди стариков, не прочитавших в своей жизни ни одной книги, кроме Библии, дали ему больше, чем пять лет университета: "Старики подкованы Новым Заветом, молитвами, Евангелием, которые знают почти наизусть. Духовная традиция не  нарушена, живость мысли сохраняется. Литературная традиция заменяется устной: сказы, бывальщины, словотворчество". Из сказок, бывальщин, скороговорок, словотворчества вырастает проза Саши Соколова, авангардиста по собственному признанию, который, кстати, заметил, что Гоголь, "вышедший из народных преданий был авангардистом своего времени".
Роман  "Школа для дураков", созданный автором в 1975 году и опубликованный в  1976 в США, где писатель находился в эмиграции, стал доступен русскому читателю  в конце восьмидесятых. "Это книга об утонченном и странном мальчике, страдающем раздвоением личности..., который не может примириться с окружающей  действительностью", - так пишет о романе сам писатель. Соколов создает  современный "роман воспитания" (по определению А.Гениса - "роман взросления". Взросление происходит по мере накопления опыта.
"Школа" - это и есть процесс приобретения опыта, его переживание и  осмысление.  Безусловно,  важнейший в романе мотив школы. Школа - это не только специальная школа
("школа для дураков"). Это и литературная школа писателя. Это и школа  для читателей, прошедших, проходящих, станущих проходить "науку  жизни" вместе с Сашей Соколовым. Школа - это и клишированность мышления,  воспитания. И с этим связана любовь к перечислениям и обилие кусков текста,  представляющих собой как бы отрывки из учебника русского языка. Школа - это и  погружение в "чужое слово" и преодоление его стереотипов, штампов,  клише, и возможность от них избавиться только одним способом - обыгрывая.
Крылатое  выражение "школа для дураков" давно бытует в народной речи как обозначение учебного заведения для детей, отстающих в умственном развитии. Это позволяет  нам говорить о цитатной природе названия романа. Интересно, однако, что  выражение вошло в
"Словарь современных цитат" К.Душенко не как  народное, анонимное, а как название романа
Саши Соколова.
Следовательно, оно получило "вторую жизнь" и теперь, в современном, скажем так, гуманитарном сознании ассоциируется сначала с романом Соколова и  только потом - с соответствующим учебным заведением.
Обозначая  цитатную природу названия, мы тем самым обращаем внимание на присутствие в  романе чужого слова, так как текст романа есть отношение к своему названию.
Речевое  клише "школа для дураков" приходит в роман и становится его названием  "с подачи" героя, обработано его сознанием, обыграно и принято его  языком ("Дорогой автор, я назвал бы вашу книгу ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ; знаете,  есть Школа игры на фортепьяно, Школа игры на барракуде, а у вас пусть будет  ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ, тем более, что книга не только про меня или про н е г о, д р у г о г о, а про всех нас, вместе взятых, учеников и учителей... .
Автор
ведет свою игру: пишет роман. Герой, рожденный в этой игре, понимает ее правила
и живет по их законам: "Вы вправе поступать с нами, героями и заголовками,
как вам понравится, так что ... валяйте: ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ" (там же).Это
замечание позволяет нам характеризовать сам процесс выбора названия как
игровой: автор, обсуждающий со своим героем проблему выбора названия романа -
подчеркнуто условная ситуация, которая осознается читателем как ситуация
"невзаправду".
Таким тобразом, выражение "школа для дураков" заимствовано автором как из  народной речи, так и у собственного героя. И это не единственный пример "осваивания" автором языка героя.
Их сближает и общность зачина,  рефреном проходящего через весь роман ("Дорогой ученик такой-то, я, автор  книги..." - "Дорогой автор..."), и сама структура языка, а вслед  за ней и структура повествования. Образцом заимствования автором языка героя  может послужить финальный монолог автора: "Ученик такой-то, разрешите мне,  автору, перебить вас и сказать, как я представляю себе момент получения вами  долгожданного письма из академии, у меня, как и у вас, неплохая фантазия, я  думаю, что смогу...".
Мы  наблюдаем размывание границы между автором и персонажем, что влечет за собой  появление имплицитного героя и единого языкового поля романа, на котором и "произрастает" центральная метафора романа "школа для  дураков", вынесенная на обложку.
"Школа для дураков" - это метафора мироустройства, с которым не согласны ни  герой, ни его автор. Если герой, как пишет А.Генис, "пытается сбежать на  природу, на дачу, в "страну вечных каникул", вырваться не только из  школы, но и из самой истории, которая тащит его не туда, куда ему надо, а туда,  куда надо всем", то автор, также тоскующий по свободе, создает
 текст, сама форма которого свободна: поток сознания. Не случайно о публикации романа на родине в конце 70-х годов речи идти не могло. Не случайно и то, что  роман создается Соколовым в ситуации, когда писатель сам пытался бежать  "из самой истории", чтобы стать свободным, а значит иметь возможность  писать: "Школу для дураков" я написал в России, на Волге. Я работал  там егерем в одном лесном хозяйстве... Решил жить за городом, на воле".
Мир несвободы проникает в сознание героя и находит отражение в его языке, принося в  него свои речевые клише ("жизнь дается человеку один раз, и прожить ее  надо так, чтобы...", "бороться и искать, найти и не  сдаваться...". Сознание, стремящееся к свободе, протестует, и
клише переживают удивительные метаморфозы: "униженные и оскорбленные"  становятся "униженными и окровавленными", увольнение  "по собственному желанию" случается "по щучьему велению", "почетный караул" превращается в  "почтенный", шагающая по долинам и по взгорьям  вперед дивизия рождает "шагающего по долинам небытия и нагорьям  страданий" любимого наставника , бюро пропаганды и агитации  трансформируется в "женевское туристическое бюро пропаганды и агитации за  лучшую семейную жизнь", надежды и планы на будущее  становятся и вовсе абсурдными "надеждами и планктоном на будущее", отдел народного образования зло преобразуется в "отдел  народного оборзования".
Насыщенность языка клише, имеющими идеологическую окраску - один из ярких показателей  внутренней несвободы человека, его ангажированности "системой".
Человек, верно служащий системе, к свободе не стремится, следовательно не  только не пытается освободиться от речевых клише, но, наоборот, активно  использует их, причем не только идеологизированные, но и любые другие.
Свободная от речевых клише речь из уст такого героя не звучит. Примером может  служит речь отца "ученика такого-то" - прокурора: "вчера у него  было тяжелое заседание, он говорит, что д ь я в о л ь с к и у с т а л, но зато все п о л у ч и л и п о з а с л у г а м...Знаем мы этих инвалидов, - усмехается  папа, -этим бы инвалидам б а р ж и г р у з и т ь, а не н а с к р и п о ч к а х  п и л и к а т ь, будь моя воля, они бы у меня попиликали, м о ц а р т ы ф и г о в ы".
Напротив,  игровое отношение к речевому клише говорит о внутренней свободе или, по крайней  мере, о явном к ней стремлении, что мы и обнаруживаем у "ученика  такого-то".
В  роли речевых клише в романе достаточно часто используются широко известные цитаты, что мы уже наблюдали, но их эксплуатация может носить несколько иной характер. Языковой мир романа органично и эмоционально впитывает то, что безоговорочно принимается и автором, и персонажами: "Знайте, други, н а с в е т е с ч а с т ь я н е т, ничего подобного, ничего похожего, н о зато - господи! - е с т ь же в конце концов п о к о й и в о л я", - утверждает ветрогон Норвегов. "Р ы ц а р ь б е з с т р а х а и у п р е к а, географ ш е л один против всех с о т к р ы т ы м з а б р а л о м, разгневанно. Он может подумать обо мне плохо, - волнуется автор романа, - решит, пожалуй, что я никуда не гожусь - ни как п о э т, ни как г р а
ж д а н и н".Подобным образом чужим словом пользуются герои, стремящиеся к свободе. Они его действительно "обыгрывают", а не используют ввиду отсутствия собственного, как мы  наблюдали это у отца прокурора.
Мы можем говорить о некой "резервации", в которой человек может обрести свободу. Для Саши Соколова и его персонажей такой резервацией становится язык.  "Паролем" для проникновения на заветную территорию является игра.
Обыгрывание  речевого клише у Соколова может носить форму каламбура. Каламбуры Соколова  достаточно разнообразны. В потоке сознания героя преобладают каламбуры,  основанные на созвучии, среди которых мы обнаруживаем сопоставление созвучных  слов в одном семантическом контексте: "теперь вас уволят по собственному,  но, собственно, на каком основании?". Но значительно чаще  писатель использует замену одного из слов, входящих в устойчивое словосочетание  (пословицу, узнаваемую цитату, речевое клише, поговорку), созвучным ему словом, имеющим иронический смысл в сочетании с контекстом: два ученых, подающих  одежды" (подающих надежды), "на вашей нервной почте" (нервной  почве),"капля...торжественно капнет в Лету" (канет в Лету), "с  таким положением лещей (положением вещей) трудно не согласиться",  "мотив из Детей капитана Блэда" (Гранта, Блада),  "болекровие" (белокровие), "статья печатается в беспорядке  дискуссии" (в порядке дискуссии).
Замена,  казалось бы, должна приводить к переосмыслению клише, тогда каламбур "заиграет".  Что мы и наблюдаем в каламбурах "капнет в Лету",  "болекровие", "в беспорядке дискуссии" и многих других. Но  гораздо чаще мы встречаемся с подчеркнуто абсурдным замещением, основанном  только на созвучии ("положение лещей", "Дети капитана  Блэда" и другие). Комизм возникает именно в результате абсурдности  сочетания. Подобные замещения "оправдываются" и "странным  сознанием" героя-повествователя, и его инфантилизмом: понятно, почему  подсознание рождает не подкрепленные смыслом, но "забавные" ассоциации,  а пристрастие к подобного рода играм есть следствие инфантилизма. Фрейд  указывает на характерную для ребенка склонность к "бессмысленному,  нецелесообразному поведению, которое объясняется стремлением получить  удовольствие от бессмыслицы". Бессмысленным и нецелесообразным  может быть и "речевое поведение" ребенка. Этим могут быть  мотивированы и абсурдные каламбуры Соколова.
Кроме  каламбуров, строящихся на созвучии, Соколов использует каламбуры, основанные на  полисемии и полной и частичной омонимии: "весь город в такую погоду уехал  за город", "она служит в школе заведующей учебной частью, частью  учебы", "бери греби и греби домой", "это добро в доме  никогда не переводится и не переводится зря" (о спирте).
"Собственно игра слов" ("настоящая игра слов" по определению Фрейда)  представлена в романе не менее ярко и разнообразно, чем один из ее подвидов,  каламбур.
В  качестве "собственно игры слов" могут быть представлены  "остроумные перечисления" (термин, используемый Фрейдом).  "Качайте пиво из бочек и детей в колясках" - присоединение при помощи союза "и" уравнивает несравнимое, придавая глаголу разные смыслы.
Другой пример: "утомленные поисками и солнцем". Комический эффект  рождает перечисление, происходящее внутри устойчивого словосочетания, которое  таким образом "распространено" дополнительным членом. Кроме того, одно и тоже означающее соответствует различному означаемому, что и придает  словосочетаниям комический смысл. Идет игра значениями слов, которая так характерна для постмодернизма.
Соколов  может обыгрывать и двусмысленность буквального и метафорического значения  устойчивого словосочетания: "на вас лица нет, на вас только рубашка и  брюки" ,использует разложение слов на составляющие и обыгрывает  возникающие при этом "новые" смыслы: "мы рекомендовали бы  занятия музыкой, на любом инструменте, терапия..., аккордеон, скрипка, фортепьяно, скорее форте, чем пьяно".
Наше  пристальное внимание к каламбурам и игре слов у Соколова может показаться  излишним. Но нам кажется, что столь детальный анализ этого явления вполне уместен, если брать во внимание традиции русской игровой прозы, в рамках  которой мы и рассматриваем творчество писателя. На наш взгляд, Соколов является  прямым продолжателем традиций Ф.М.Достоевского, чья любовь к каламбурам  известна (об этом см. главу "Использование многозначности слов и выражений  в произведениях Достоевского" в книге М.С.Альтмана "Достоевский. По  вехам имен". Соколов, следуя традициям, использует каламбуры  не только в целях создания комического эффекта, но и поистине трагического.  "Бывают каламбуры в полном смысле этого слова - т р а г и ч е с к и е", - их и обнаруживает Альтман у Достоевского. Интересно,  что в одном из "трагических" каламбуров Соколов обыгрывает именно  Достоевского: "униженные и окровавленные" ("униженные и оскорбленные").
Игра, основанная на разложении слов на составляющие, используется писателем не только  для создания комического эффекта или с целью демонстрации остроумия героя, а  также особого состояния его сознания, но и для весьма серьезных целей.  М.Липовецкий обращает внимание на существование в романе своеобразных  "речевых лавин", лишенных знаков препинания и представляющих собой  поток перетекающих друг в друга метафор, идиом, цитат, в которых на первый план  выходят ритмические и фонические отношения. Такие "речевые  лавины" разбросаны по всему тексту, но особенно интересны они в первой  главе, так как из их ритмического и метафорического "материала"  рождаются некоторые персонажи и образы романа. Порожденные  "речевыми лавинами" метафорические сцепления, как верно замечает  Липовецкий, "в дальнейшем начинают существовать абсолютно самостоятельно:  так появляется из ветки акации женщина Вета Акатова, как из слова  "би-леты" проступает река Лета...и многое другое".
Заметим, что и в этих "речевых" ("словесных") метаморфозах  Соколов активно использует технику каламбура. Обыгрывание каламбуром омонимии в  сочетании с использованием фонической ассоциации прочитывается в "процессе"  рождения в романе одной из героинь: "... как твое имя меня называют веткой  я Ветка акации я Ветка железной дороги". Здесь же и разложение  слов на составляющие для создания и обыгрывания новых смыслов: "...  тарарам трамваи т р а м в а и аи вечер добрый билеты би леты чего не Леты реки  леты ее нету Вам аи цвета..."(там же). П.Вайль и А.Генис пишут, что
Соколов исповедует пантеизм языка, "у него говорящая лексика, фонетика,  синтаксис, грамматика", писатель "охотно вслушивается в приставку,  суффикс, глагольную форму, падежную флексию" . Этими словами можно  прокомментировать вышеприведенные цитаты, точнее, именно эти цитаты и позволяют  констатировать пантеизм языка у Соколова.
Игровое  использование речевых клише, каламбуры, фонические языковые игры, опирающиеся  на фольклорные традиции - все они есть проявление игровой природы языка романа.

Список литературы

1. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. - Саратов: Изд-ва Саратовского ун-та, 1975.

2. Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков // Лит. обозрение. - 1993. - N 1/2. - С.13-16.

3. Генис А. Горизонты свободы. Саша Соколов // Звезда. - 1997.- N 8. - С. 236-238.

4. Душенко К.В. Словарь современных цитат. - Аграф : 1997.

5. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.пед. ун-та, 1997.

6. Соколов С. "Время для частных бесед..."/ Саша Соко- лов - Виктор Ерофеев // Октябрь. - 1989.- N 8.- С.195-202.

7. Соколов С. Легко ли быть гражданином мира: [Беседа с писателем] // Учит.Газ.- 1989.- 29 июля.- С.2.

8. Соколов С. Спасение в языке:[Беседа с писателем Сашей Соколовым / Записал А.Михайлов] // Лит. учеба.- 1990.- N 2.- С.180-184.

9. Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. - М.: "Огонек" - "Вариант", 1990.

10. Соколов С. Общая тетрадь, или Групповой портрет СМОГа // Юность. - 1989. - N 12. С.66-68.

11. Толстая Т. [О Саше Соколове] // Огонек. - 1988.- N 33.- С.20-21.

12. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // "Я" и "Оно": Труды разных лет. Книга 2. - Тбилиси: Мерани, 1991.






Комментариев нет: