Карта сайта

среда, 3 октября 2012 г.

Словарь тропов


Аллегория (троп) – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи т.д.

Анафора, или единоначатие (стилистическая фигура) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например (лексическая анафора):
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством… (Л.).
Повторяться могут однотипные синтаксические конструкции (синтаксическая анафора):
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.

Антанаклаза (стилистическая фигура) – стилистическая фигура, основанная на повторении антонимичных или многозначных языковых единиц в замкнутом тексте: И мир на время наступил в мире, стражей под стражу, с душой о душе.

Антитеза (стилистическая фигура) – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Где стол был яств, там гроб стоит. Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Асиндетон (или бессоюзие) – фигура речи, в которой усиление выразительности достигается за счет намеренного пропуска союзов. Функция состоит в том, что данные фигуры используются для перечисления составляющих картину элементов или общего впечатления о ней. Явился, женился, увез.

Гипербола (троп) – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал (М.)

Градация (стилистическая фигура) – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид; Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (в обоих предложениях определения-прилагательные расположены в системе восходящей градации).

Зевгма (стилистическая фигура) – стилистическая фигура, смысл которой в объединении разных в смысловом аспекте реалий: Он пил чай с женой, с лимоном и удовольствием. Хозяин, блестя очками и остроумием, возглавлял стол. Она имела два вставных зуба и доброе сердце.

Инверсия (стилистическая фигура)- это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи – повышение экспрессивности речи: С ужасом думала я, к чему все это ведет! И с отчаянием признавала власть его над моей душою; Вывели лошадей. Не понравились они мне; Изумительный наш народ!; Обеды задавал он отличные.

Литота (троп) – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явление: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…
                Другое значение литоты – определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного (ср.: неплохо сказано – хорошо сказано): Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова.




Метафора (троп) – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например, в предложении: Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья, слово весны метафорически употреблено в значении “юности”. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. Метафора – одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.
                Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой, построенной на различных ассоциациях по сходству: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М.Г.).

Оксюморон (стилистическая фигура) – (греч. “остроумно-глупое”) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, живой труп.

Параллелизм (стилистическая фигура) – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.

Паронимическая аттракция – абсолютно не связанные по смыслу слова сближаются на основе некоторой общности их звучания: Уст – устраняет неприятные запахи, Wella – вы великолепны. В данном приеме частным проявлением являются аллитерация и ассонанс.

Полисиндетон – намеренное использование союзов в значительно-больших объемах, нежели это необходимо для условий коммуникации.

Период (стилистическая фигура) – стилистическая фигура, которая представляет собой словосочетание, ритмико-интонационное образование. Период используется в публицистике и художественной речи. Достижение выразительности – основная функция периода. Иногда, в ситуации, когда тема повествования является обыденной, мало заслуживающей общественного внимания, с помощью периода может достигаться ирония. Ритмичность в периоде поддерживается параллельностью строения компонентов, повтором предлогов, лексическими повторами. Классический период: обозначения события – когда (если) …, когда (если) …,  когда (если) …, - обозначения события. Пусть игрушки были не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато, такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было.

Перифраза (или перифраз) (троп) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: автор “Героя нашего времени”, царь зверей.

Эпифора, или концовка, (стилистическая фигура) – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Г.). 


Комментариев нет: