Карта сайта

вторник, 2 октября 2012 г.

Структура научного знания

Под наукой мы понимаем совокупность знаний.
Первым структурировать науку стали философы.
Диоген Лаэртский. С его точки зрения все знания можно разделить на:
- физику / все науки о природе;
- диалектику / науки о мышлении;
- этику / науки о человеке.
Также Диоген делил ученых на догматиков и скептиков.
Догматики полагают, что истина есть и её можно познать.
Скептики утверждают, что истину познать невозможно.
Фрэнсис Бэкон выделял в структуре наук два типа:
- плодоносные науки, науки которые приносят выгоду;
- светоносные науки, которые выгоды не приносят, но развивают мышление (фундаментальные науки).
Современная точка зрения классифицирует науки по взаимодействию объекта и субъекта.
В современной структуре знания выделяется четыре типа:
- технические науки;
- естественные науки;
- точные науки;
- социально-гуманитарные науки.
В технических, естественных и точных дисциплинах объект и субъект четко разграничены. В социально-гуманитарных науках субъект и объект не могут быть чётко отделены друг от друга, преобладают субъективные истины.
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании, имеющее непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов, на основе обобщения, реальных фактов и их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению.
Основные стороны бытия науки:
1) это процесс получения нового знания;
2) это результат получения нового знания;
3) наука, как социальный институт;
4) наука, как часть культуры.
8 признаков научного познания, сближающих науку с журналистикой:
- обнаружение объективного знания;
- научная и журналистская попытка предвидения будущего;
- наличие системности (системность должна подчиняться принципу экономности, т.е. отбору наиболее качественного, достоверного знания);
- методологическая рефлексия;
- объективность истины (как известно, есть три вида истины: абсолютная, относительная, фактологическая);
- процесс воспроизведения знания;
- наличие оборудования;
- строгая доказательность выдвигаемых теорий.



Комментариев нет: